Международный терроризм наглеет, ведет себя все более жестко. То там, то здесь раздаются угрозы применить средства, сопоставимые со средствами массового поражения, заявил Владимир Путин, и Россия будет отвечать мерами, адекватными угрозе Российской Федерации, по всем местам, где находятся сами террористы, организаторы преступлений, их идейные и финансовые вдохновители.
Слова президента, конечно же, не означают перенацеливания стратегических ракет, как успели заявить некоторые генералы, и не подготовку ударов, предположим, по Панкисскому ущелью в Грузии, или Дании, где сейчас проходит чеченский конгресс. Наши Ракетные войска стратегического назначения, как известно, по взаимной договоренности с Соединенными Штатами уже несколько лет несут боевое дежурство без конкретных полетных заданий. И заявление Владимира Путина нельзя воспринимать буквально.
Россия не собирается выстраивать свою "ось зла". Это только очень серьезное политическое предупреждение тем силам за рубежами нашей страны и внутри ее, которые проповедуют двойную мораль и оказывают разностороннюю поддержку международным террористическим организациям. Как моральную, так и финансовую. Оно предусматривает широкий комплекс противодействия террористам и их покровителям. Политический, экономический, финансовый, а так же, естественно, и военный.
Борьба с терроризмом выдвигает перед Россией и ее вооруженными силами более конкретные и важные задачи, чем "маневр ракетным потенциалом". И внесение изменений в планы применения войск - только вершина айсберга той огромной работы, которую требует провести эта проблема. Здесь и перестройка всей системы боевой и специальной подготовки войск, создание новых объединенных армейских структур с конкретными антитеррористическими задачами, основу которых могут составить спецназы ФСБ, МВД, ГРУ и ВДВ. Их боевой опыт, приобретенный, как в Чечне, так и при решении других подобных проблем, бесценен. Не исключено, что потребуется изучение соответствующей практики спецподразделений западных стран. Единый антитеррористический фронт, провозглашенный Римской декларацией при создании Совета Россия-НАТО, не исключает, а предполагает и такой подход.
Пока в нашей армии нет профессиональных антитеррористических частей. Тактика и вооружение, как общевойсковых подразделений, так и основной массы десантных полков и бригад, не предусматривает штурма зданий с заложниками и террористами. Армия готовилась и готовится как к действиям в городе, так и в поле - к огневым и бомбоштурмовым ударам, применению ракетных войск и артиллерии, ведению наступлений и оборонительных боев, к маневрам во фланг и тыл противника, проведению разведывательно-диверсионных операций. И при этом никто не ставил военным задачи максимального сохранения жизни мирного населения. Подразумевалось, что его в районе боевых действий не будет.
Теперь армейским генералам и их подчиненным надо будет учиться хирургической точности своих ударов и, может быть, вообще умению обойтись без них. Что потребует серьезного изменения военной психологии, создания и применения новых методов и способов ведения боя. Не общевойскового, а антитеррористического. Хотя такого термина ни в одном боевом уставе, начиная от отделение-взвод-рота и заканчивая полком и дивизией, до сих пор пока тоже нет.
Естественно, создание новых военных структур, основной задачей которых будет борьба с терроризмом, потребует и создания новой специальной техники, соответствующей аппаратуры, приборов и специальных средств. Предупреждения, обнаружения и пресечения. В том числе и широкого спектра, так называемого, нелетального оружия. А так же пополнения запасов вполне определенных медицинских препаратов, антидотов и депрессантов. Как выяснилось при штурме Театрального центра на Дубровке, кое-какие подобные средства у наших спецподразделений уже есть. Но они требуют серьезной доработки и совершенствования. Умения и навыков их применения более адресно и дозировано. Именно с тем конкретным эффектом, который требует обстановка. Это пока не получается. Для того, чтобы хорошо подготовиться к подобной работе, требуется и время, и дополнительные финансовые расходы.
Они уже сегодня должны быть внесены в бюджет-2003, который прошел второе чтение на пленарном заседании Государственной Думы. И не только на спецподразделения ФСБ, что уже заложено в этот документ, но и на новые военные структуры, создание которых потребуется с расширением круга задач, которые поставлены сейчас перед Генеральным штабом Вооруженных сил России, и на привлечение к антитеррористической борьбе медицинских подразделений Минобороны, их войск радиационной, химической и бактериологической защиты, подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне... Иметь планы по координации их действий, организовать и провести соответствующие тренировки и учения - тоже задача Генштаба.
Нельзя не учитывать и той большой работы, которую нужно будет провести по созданию соответствующей юридически-правовой базы для применения вооруженных сил в антитеррористических операциях внутри страны и за рубежом. Пока такие задачи только декларировались в Военной доктрине и в Концепции национальной безопасности, хотя и недостаточно внятно. Теперь требуется их переработка и дополнение, о чем тоже уже сказал президент. А в подкрепление к этим документам внесение соответствующих изменений и дополнений в Законы "Об обороне" и "О статусе военнослужащих", другие государственные правовые акты, приведения их в соответствие с международным гуманитарным правом и правом войны.
Поворот армии и Генерального штаба вооруженных сил к антитеррористической борьбе - это новая системная задача не только военных, но и всего нашего общества. Мы не сможем добиться успеха, если взвалим эту проблему только на плечи людей в погонах. Если с каждым громким террористическим актом будем резко разворачиваться в ту или иную сторону. Главный упор страна, видимо, должна сделать на предотвращение терроризма, на ликвидацию его корней - социальных, политических, экономических и прочих. Без этого антитеррористический фронт, даже с привлечением международных сил, может превратиться в перпетуум-мобиле.