Рейтинг@Mail.ru
Выставка русских пикториалистов - одно из центральных событий месяца фотографии в Братиславе - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выставка русских пикториалистов - одно из центральных событий месяца фотографии в Братиславе

Читать ria.ru в
Российский проект займет центральное место в программе XII Международного месяца фотографии в столице Словакии Братиславе. Под эгидой Министерства культуры России там будет развернута выставка "Русская пикториальная фотография", сообщил РИА "Новости" куратор проекта, заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Минкультуры РФ, соредактор от России международного журнала по фотографии "ИМАГО" Евгений Березнер. Другим важнейшим событием фестиваля станет ретроспектива Анри Картье-Брессона /Франция/. Уже семь лет проводятся "русские сезоны" в рамках престижного фотофорума, стоящего в ряду "важнейших событий европейского фотографического года" и предваряющего Фотофест в Париже. В эти дни русская пикториальная фотография с успехом экспонируется в Национальной галерее Словакии, рассказал Березнер. Московские зрители могут получить представление о характере и составе той "делегации", которая представляет Россию в Европе, на небольшой выставке в...
МОСКВА, 24 октября. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Российский проект займет центральное место в программе XII Международного месяца фотографии в столице Словакии Братиславе.

Под эгидой Министерства культуры России там будет развернута выставка "Русская пикториальная фотография", сообщил РИА "Новости" куратор проекта, заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Минкультуры РФ, соредактор от России международного журнала по фотографии "ИМАГО" Евгений Березнер. Другим важнейшим событием фестиваля станет ретроспектива Анри Картье-Брессона /Франция/.

Уже семь лет проводятся "русские сезоны" в рамках престижного фотофорума, стоящего в ряду "важнейших событий европейского фотографического года" и предваряющего Фотофест в Париже. В эти дни русская пикториальная фотография с успехом экспонируется в Национальной галерее Словакии, рассказал Березнер. Московские зрители могут получить представление о характере и составе той "делегации", которая представляет Россию в Европе, на небольшой выставке в Медиа-центре газеты "Известия" - "отрывке" из тех экспозиций, что украсят фотогалереи Братиславы. Всего там будут продемонстрированы работы 15 российских фотохудожников рубежа XIX - первой половины XX веков и трех наших современников.

Ежегодно РОСИЗО готовит программу для фотофеста в Братиславе - по традиции, в нее включены классика российской фотографии, проекты современных авторов и выступления теоретиков и историков фотоискусства на научной конференции. День сегодняшний покажут мультимедийная инсталляция художницы Наты Пирцхлава и проект музыканта Святослава Пономарева "Контакты", отражающий, по словам Березнера, "ориентальные реминисценции в современной российской фотографии". Поиски новых технологических возможностей и средств выразительности сближают этих авторов с мастерами прошлого - главными героями фотофеста. К слову, в марте 2002 года выставка "Русский пикториализм. 1890-1942" оказалась в ряду "главных тем" Международного фотобиеннале в Хьюстоне /США/ и проводилась "под специальным патронажем дирекции Фестиваля", рассказал Березнер.

Пикториализм /от английского "пикториал" - живописный, изобразительный/ оставался одним из наиболее плодотворных течений в российской фотографии с 1890-х годов до конца 1930-х, пока не был насильственно изъят из советского культурно-художественного контекста. Выставка русских пикториалистов, вобравшая в себя 121 произведение 16 художников, охватывает практически всю историю этого течения в отечественной фотографии. Среди авторов - признанные мэтры: Сергей Лобовиков, Алексей Мазурин, Василий Улитин, Александр Гринберг, Юрий Еремин, Леонид Шокин. Завершает ретроспекцию наш современник, самобытный художник Георгий Колосов. Его личный фотоархив, наряду с крупнейшей в России частной фотоколлекцией Михаила Голосовского и собранием внука выдающегося российского фотографа-пикториалиста Николая Андреева - Алексея Андреева, лег в основу экспозиции. Раритеты предоставил и Кировский областной художественный музей имени братьев Васнецовых /Лобовиков завещал свои работы музею родного города Вятки/.

В целом пикториальное направление доминировало в фотографии Европы и США с 1880-х годов до конца 1920-х, пока его не вытеснили авангард и конструктивизм. В России пикториализм возник в начале 1890-х годов, и вскоре работы россиян стали выставлять и публиковать за рубежом. Лобовиков, Мазурин, Гринберг были приняты в фотографические общества Великобритании и Германии. Борясь за возведение фотографии в ранг искусства, русские пикториалисты разработали особую выразительную систему - в ней ощутимо влияние живописи передвижников, импрессионистов, символистов.

Как в любом виде изобразительного искусства, здесь большое значение имеют композиция, эффекты света и тональная шкала. Излюбленные темы - пейзажи, портреты, ню или жанровые сцены, восходящие к классической живописи. Снимки зачастую пронизаны романтическим или мистическим настроением, но могут быть и патетическими. Этот метод предполагает весьма сложные способы обработки негатива и фотобумаги, ныне почти утраченные. Тонко улавливая настроения российского общества, пикториальная фотография нашла в нем благодатную почву и необычайную популярность. Но после 1935 года пикториалисты, в последний раз показав свое творчество в Москве на выставке "Мастера советской фотографии", потеряли доступ в прессу и возможность экспонироваться. Один из классиков жанра - Александр Гринберг, любивший работать с обнаженной натурой, был осужден "за порнографию" и заключен в лагерь, где чудом уцелел. В "стране победившего социализма" уделом фотохудожников, прежде известных на весь мир, стали остракизм и забвение.

Новый виток увлечения "живописной" фотографией наступил в СССР 1970-е годы, когда еще были живы "старые мастера". К сожалению, подчеркнул куратор проекта, сегодня массовый зритель в России мало знает о пикториализме, хотя это направление по-прежнему увлекает фотографов. "С середины 90-х годов мы пытаемся вернуть тот сегмент фотонаследия, который рисковал быть полностью утраченным, в актуальный художественный контекст", - отметил Березнер. Несколько раз работы классиков пикториальной фотографии /Лобовикова, Гринберга, Шокина/ РОСИЗО показывал в Москве, Иванове, Самаре, а также в Праге, Братиславе, в городах Германии. Замдиректора РОСИЗО надеется, что экспозиция в Братиславе в дальнейшем поможет добиться финансирования, чтобы выставка "Русский пикториализм" могла быть проведена в городах России.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала