Проблема местного самоуправления, которую обсуждали руководители субъектов Российской Федерации, политически в первую очередь касается их самих и их властных интересов. Ведь речь идет о том, чтобы реформировать основные конструкции региональной власти, сложившиеся после принятия в 1993 году новой Конституции. Вернее, даже не реформировать, а, как говорит замруководителя кремлевской администрации Дмитрий Козак, создать заново, потому что за девять "постсоветских" лет местное самоуправление в том виде, как оно было первоначально задумано, в России так и не появилось.
Советская система государственной власти не предполагала местного самоуправления в принципе. Раз уж провозглашалось, что народу через его представителей в Советах принадлежит вся власть в СССР, то формально не было нужды выделять ее низовой - районный, городской, поселковый - уровень в независимое от государства местное самоуправление. Считалось, что с демократией все в порядке и без этой "буржуазной" формальности.
Однако когда общество в конце 80-х - первой половине 90-х годов жестко потребовало демократизации, а демократические политики его активно поддержали, предложенное решение оказалось предельно абстрактным, и, мягко говоря, не очень жизненным.
По сути, местное самоуправление попытались ввести одним декретом, по модному тогда принципу "берите суверенитета столько, сколько сможете". В результате местный уровень власти отрезался от остальной системы государственного управления, оставаясь, с одной стороны, без финансовой опоры и вытекающих из нее реальных полномочий, а с другой - без государственного контроля.
Значительная часть из тех 40 млрд долларов, которые, по данным социологов, россияне ежегодно тратят на взятки, оседает в карманах нечистых на руку муниципальных чиновников. Да и как иначе - ведь они "ближе к людям", именно они решают, можно ли открыть в городе или в поселке торговую точку, автомастерскую или другое малое предприятие. И пользуются при этом полной бесконтрольностью - государственного надзора нет, общественный пока не создан.
Но главное даже не в коррупции - ведь это все-таки исключение, а не правило, - а в том, что местное самоуправление до сих пор финансово беспомощно, а полномочия его твердо не определены. Так что, и при самых благих побуждениях у него часто не оказывается реальной власти, чтобы сделать что-то существенное.
Стихийный протест против такого положения дел возник давно. И возглавили его как раз региональные лидеры, прежде всего - руководители национальных республик.
Сегодня средства массовой информации активно освещают многие муниципальные избирательные кампании. Российская общественность детально информирована о том, как проходят выборы мэра в Нижнем Новгороде, или, скажем, в Волгограде. Но вот о том, как становятся мэрами Казани или Уфы, широкой публике практически ничего не известно. Что, там нет руководителей городских администраций? Конечно, есть, но они не избраны населением, их назначают главы республик. Правда, с реверансами в сторону демократии - из числа избранных депутатов республиканских законодательных собраний.
Правда, сути это не меняет - тот уровень власти, который формально, в соответствии с Конституцией, отдан местному самоуправлению, фактически полностью контролируется государством.
До последнего времени по этому пути шли не только национальные республики, но и многие области России. И дело не только в своеобразном "восстании" против Центра, хотя и этот момент не надо сбрасывать со счетов. Просто на волне демократической эйфории местному самоуправлению предоставили столь большие полномочия, что поднять этот груз без помощи государства оно часто не в силах.
Ситуация критическая: без местного самоуправления общество задыхается, теряя самоуважение и демократический потенциал. Но с тем слабым и неуклюжим местным самоуправлением, которое предлагалось до сих пор, оно рискует истощить себя, оставленное наедине со своими проблемами.
После десятилетия реформ становится особенно ясно: диспропорциями страдает не только российская экономика. В российском управлении диспропорции гораздо более значительны, устранение же их будет не менее легким.
Первый шаг в этом направлении сделан - Госсовет включил "зеленый свет" новому законопроекту об общих принципах организации местного самоуправления. После доработки этот документ будет внесен в Госдуму.
Как заявил президент Путин, полномасштабная реформа стартует в 2005 году, но подготовительная работа к ней начнется в ближайшее время.
Что же, стоит поторопиться. Как показывает предшествующий опыт, реформы, подобные этой, могут тянуться в России десятилетиями.
Но все-таки хотелось бы уложиться в годы.