Было время, когда этот словарь был ясен лишь нескольким сотрудникам МИД РФ. Но сейчас, в 2002 году, можно твердо сказать, что Россия во всех смыслах, прямом и переносном, почти научилась языку АТЭС, став достаточно полноценным членом организации, чья цель - экономическая интеграция самого большого региона мира.
Российские участники - а это прежде всего бизнесмены, но также и чиновники разных экономических ведомств - уже знают, что ежегодные форумы - это праздник, главное же в АТЭС - будничная работа в комитетах и на прочих мероприятиях в течение года. Если раньше первопроходцы АТЭС буквально заставляли российских деловых людей обратить внимание на организацию, то сейчас у нас все, как и у остальных участников: представители бизнеса очень любят АТЭС, видя его реальные возможности.
Когда-то, несмотря на явную неготовность России к участию в АТЭС по множеству критериев и параметров, российская дипломатия во главе с Евгением Примаковым уговорила японцев порекомендовать американцам не мешать нашему принятию в организацию /на самом деле процедура была еще сложней/. Произошло это как раз накануне решения о том, что дальнейший прием новичков будет надолго прекращен.
На первом для России форуме в Куала-Лумпуре осенью 1998 года Примаков заметил, что "мы купили пиджак на 2 размера больше, но мы подрастем". Сейчас этот пиджак уже жмет, и достижение примаковской дипломатии все вспоминают с благодарностью.
В год между шанхайским и лос-кабосским форумами россияне поставили национальный рекорд, приняв участие в 8 из 9 крупных встреч. 5 мероприятий прошли на российской территории, включая форум по инновациям и телекоммуникациям в Москве, ярмарку и очень успешный инвестиционный симпозиум во Владивостоке. На последнем были представлены 15 членов АТЭС из 21. Форум принес громкий успех, включая соглашения о реальных инвестициях.
Любимый из комитетов АТЭС для нас - по торговле и инвестициям. Хотя бы потому, что в нем проходит часть процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию. А вот не менее любимый некогда нами комитет АТЭС по космосу так и не состоялся, хотя никто в организации не против него, просто не хватило активности с российской стороны. Интересно, хватит ли активности, чтобы придать жизни идее, о которой Москва говорит в АТЭС еще со времен форума в Окленде в 2000 году - об энергетической безопасности региона. Дело в том, что обсуждаемые в АТЭС идеи становятся государственной - и даже региональной - политикой, что обеспечивает нужный статус существующим Сахалинскому и Ковыктинскому проектам, активизирует обсуждение прочих проектов, так нужных Москве, и в частности Сибири и Дальнему Востоку.
Ежегодные форумы АТЭС не принимают решений, они лишь служат для свободного кипения идей, достижения консенсуса. Далее идеи эти идут "в работу" в государственных учреждениях и частных компаниях. Но об этом уже мало кто знает, отчего у АТЭС бывают проблемы с имиджем. Были, впрочем, у организации и другие проблемы в виде споров ее участников о том, для чего она вообще существует. Ведь состоит АТЭС из больших и малых, развитых и не очень экономик, и интересы у них тоже разные.
До нынешнего саммита считалось, что у АТЭС две "опоры" существования. Первая - либерализация торговли в тихоокеанском регионе, которую продвигали США, Канада, Австралия. По этим вопросам в 1994 была принята Богорская декларация, а в 1995 - Осакская, которые ставили целью открытие товарных рынков АТР к 2010 году для развитых и к 2020 для развивающихся стран. Но на рубеже столетий идея ушла на второй план, поскольку она создает проблемы не только для развивающихся стран-членов АТЭС (в том числе России), но даже для Японии.
Россия вступала в АТЭС ради второй "опоры" - это облегчение условий торговли, куда входит развитие человеческих ресурсов, передача технологий и т.д. То есть подтягивание всех стран до уровня лидеров. И как раз сейчас АТЭС признала этот комплекс направлений работы основным, более того - в организации прекратились разногласия по этим вопросам и исчез пессимизм насчет собственных целей и перспектив. И если раньше, к примеру, американцы тормозили все, кроме идей либерализации, то сейчас они стали самыми активными участниками на всех направлениях.
Во многом, кстати, это произошло потому, что за период между прошлогодним форумом и нынешним у АТЭС появилась и третья "опора". Это - борьба с терроризмом. Интересно, что еще год назад, в Шанхае, декларация против терроризма была формальностью. АТЭС вообще очень ревностно отстаивает свою чисто экономическую сущность, избегая дискуссий о политике. Но сейчас стало ясно, что если не победить терроризм, то в АТР не будет никакого экономического процветания, и АТЭС будет не нужна.
Так мыслили участники организации еще до взрывов на Бали, а сейчас - и подавно. Туристический бизнес только в Юго-Восточной Азии - это 26 миллиардов долларов ежегодно, не считая многих смежных отраслей. Так что, АТЭС намерена заняться терроризмом всерьез, подходя к этому вопросу как к экономической проблеме. Так, в Мексике будет обсуждаться ситуация с проверкой грузов в портах, таможенные процедуры, компьютерно-информационная безопасность, вообще экономические, финансовые методы борьбы с терроризмом. Общая идея - застраховать экономики всего региона в целом от терроризма, включая те страны, у которых не хватает на это денег.
И все же АТЭС, конечно, останется экономической организацией, где участников положено называть "экономиками", президентов и премьеров - "лидерами экономик". Национальных флагов там не поднимают. Кстати, сердцевина форумов АТЭС - вовсе не встреча 21 лидера лицом к лицу, без помощников. Вообще, "чиновничья" часть форума, если считать глав государств только чиновниками, должна играть вспомогательную роль. Любимой идеей форумов АТЭС было и остается иное - общение на равных глав государств с бизнесменами. И даже не совсем на равных, бизнес здесь играет первую скрипку.
Реальная сердцевина всего форума - это "деловой саммит", на который съезжаются несколько сотен глав ведущих корпораций США, Японии, Австралии, Гонконга (он - самостоятельный член АТЭС) и так далее.
В Мексике деловой саммит состоится 25-го октября. Лидеры бизнеса просили выступить там Владимира Путина. Ситуация для такого общения весьма благоприятна для России, поскольку ее экономику сейчас воспринимают как растущую и здоровую. Форум деловых лидеров АТЭС - как раз то самое место, где бизнес наблюдает, делает выводы, приходит к тем или иным решениям на будущее. Последствия же этих решений мы увидим лишь потом.
Вообще, будет, как и всегда, довольно сложно оценить итоги работы форума, поскольку в деловую конкретику, повторим, они материализуются позже и не всегда "под флагом" АТЭС. А у России есть еще и особенность - из Москвы АТЭС иной раз видится по-иному, чем с Дальнего Востока. Та же проблема, кстати, и у США, где АТЭС актуальнее для восточного побережья страны куда больше, чем для западного. Но в любом случае ясно, что для развития всей России, а в первую очередь ее Востока, АТЭС - ценнейшая и необходимая структура.