Экспозиция живописи и графики из этой страны, отметила в интервью РИА "Новости" заместитель директора ГТГ Лидия Иовлева, в России демонстрируется впервые. Будет показано более 60 творений классиков исландского искусства и молодых авторов. Практически в том же составе, что и в Москве, художники Исландии "гастролировали" год назад в Вашингтоне - там подобная выставка с успехом прошла в знаменитой Галерее Коркоран.
Пейзажи и абстрактные композиции, преобладающие в экспозиции, не будут "немы": их "озвучит" музыка из альбома исландской певицы Бьорк, исполнительницы главной роли в "оскароносном" фильме "Танцующая в темноте".
Более того, выставка преодолеет традиционные рамки изобразительного искусства и превратится в центр фестиваля национальной культуры. В рамках Дней исландской культуры в Третьяковке будет показан ряд современных художественных фильмов Исландии.
Чтобы российский зритель яснее понял источники вдохновения мастеров искусств, равнины, горы и водопады на холстах дополнит миниатюрная фотоэкспозиция. Природу Исландии, которую нередко называют уникальной, запечатлел немецкий фотограф Эрих Шпигельхальтер.
"Вечные льды и жар недр, залитые лавой пустынные плато и величественные горы, широкие равнины и бесчисленные водопады, более 30 действующих вулканов и 300 горячих источников - все это накладывает неизгладимый отпечаток на образ жизни и образы искусства Исландии", - отметили организаторы выставки.
Не удивительно, что у истоков современного исландского искусства стоял именно пейзаж. Образ "страны широких просторов" рождался в начале ХХ века в панорамных ландшафтах романтиков Тоураринна Торлаукссона и Аусгримюра Йоунссона. Интерес к пейзажу вспыхнул в связи с ростом национального самосознания и борьбой страны за независимость /Исландия лишь в 1944 году получила полную самостоятельность от Дании/. В эту эпоху изображение родной природы стало для исландцев воплощением национальной идеи.
Пионеры исландского искусства "создали новый визуальный мир для своего народа", и на десятки лет в стране утвердился приоритет пейзажного жанра. Вернувшись на родной остров, обратился к пейзажу и классик национальной живописи Йоханнес Кьярваль, прошедший в Европе через горнило авангарда. У Кьярваля, владевшего арсеналом модернизма, традиционная тема обрела неповторимую выразительность.
По его стопам следовали в предвоенные годы Йоун Стефаунссон и Юлиана Свейнсдоттир, в чьем творчестве на смену идеализированным видам начала ХХ века пришли жесткие пустынные ландшафты - ледники, плато с застывшей лавой, суровые горы и пески.
По сей день лирический ландшафт остается доминантой творчества национальных авторов при всем обилии направлений и стилей. Через природные мотивы художники подчеркивают свою неразрывную связь с наследием, либо открыто противопоставляют себя традиции. В любом случае, родная природа присутствует в их произведениях как всеобъемлющая сила, с которой каждый пребывает в вечном диалоге.