Возможность выдвижения Битти своей кандидатуры воспринималась вполне серьезно именно с учетом этой репутации - человека смелых взглядов, левых ориентаций и т.п., - делавшей знаменитого актера и режиссера в глазах избирателей представителем "третьих сил", упорно отстраняемых от участия в политическом процессе двумя правящими партиями.
Заинтересовавшись личностью Уоррена Битти, до тех пор известного мне главным образом по классической киноленте "Блеск травы", в которой его партнершей была голливудская звезда русского происхождения Натали Вуд, я постарался ознакомиться с его творчеством более подробно.
Оказалось, что наиболее зрелой и важной с точки зрения дальнейшего развития актерского и режиссерского дарования Битти считается роль Джона Рида в поставленном им же кинофильме 1980-81 года "Красные", за который Битти получил Оскара.
Даже спустя 20 лет после выхода в свет фильм, премьера которого вызвала некогда огромный интерес и критики, и широкой зрительской аудитории, оказался не только актуальным, но способным пробудить самый живой интерес к личности Джона Рида, шаблонный образ которого из учебных программ моей юности мгновенно утратил всякую достоверность. Совершенно иное представление сложилось в результате просмотра "Красных", а затем и чтения одного только списка литературы, посвященной Риду, и об отношении его соотечественников-американцев к автору знаменитых "Десяти дней".
Картины последних лет жизни, которые Рид провел в России, история любви и верности /жену Рида великолепно сыграла звезда Голливуда Дайан Китон/, сцены, дающие представление о состоянии рабочего социалистического движения в Америке /за исполнение роли одного из руководящих деятелей американского рот-фронта Оскар был вручен Джэку Николсону/ ненавязчиво перемежались документальными вставками: о Джоне Риде с огромным уважением и любовью, как о своей, пусть не лишенной ошибок, но несомненно прекрасной, вдохновленной идеями гуманизма молодости, вспоминали его бывшие соратники-"старики".
Джон Рид умер в 1920-м, но и в конце минувшего века в США не иссякала посвященная ему литература: "Приключения молодого человека" /1966/, "Полное собрание поэзии Джона Рида" /1973/, "Шесть протестовавших" /1977/, "Джон Рид для масс" /1987/, "Джон Рид и русская революция" /1997/, "Собрание сочинений Джона Рида" /1995/... Список далеко не полный, но, пожалуй, важнее с точки зрения полнокровного участия революционного поэта, журналиста и писателя в жизни потомков именно тот интерес, который пробудил к личности Рида в широких массах американского общества фильм "Красные". Остается сожалеть, что отечественному зрителю он в свое время был заказан...
Джон Рид родился в 1887 году в столице штата Орегон Портленде в семье богатых американцев. Уже в юношеские годы он проявил способности спортсмена, актера и журналиста, а в колледже пользовался репутацией прекрасного оратора и талантливого поэта. После окончания Гарварда и короткой поездки по странам Европы в 1910-м Рид начал писать для журналов левой ориентации "Новое ревью" и "Массы", очень скоро снискав себе славу ведущего журналиста социалистической ориентации.
В 1913 выходит первый сборник стихов Джона Рида "Сангар". В 1914 за пламенное выступление в защиту бастующих работников шелкопрядильной фабрики в Петерсоне /Нью-Джерси/ он был арестован, но вскоре выпущен на свободу. Связанные с этим события нашли отражение в написанной им пьесе "Парад забастовки в Петерсоне", которая вскоре была поставлена в театре "Мэдисон сквэйр гарден". Доход от спектакля пошел на оказание помощи бастовавшим прядильщикам.
В подтверждение репутации лидера-радикала Рид спешит в Мексику для освещения развернувшихся там революционных событий в журнале "Метрополитен". В Мексике он проводит четыре месяца с отрядами революционеров Панчо Вилла, чтобы в 1914 выпустить книгу "Мятежная Мексика".
Тот же журнал "Метрополитен" в годы Первой мировой войны направляет Рида в Европу. Его репортажи о боях в Германии, Сербии, Румынии, Болгарии и России выходят в 1916 году в сборнике "Война в Восточной Европе". В 1917 году, вернувшись в США для операции, в результате которой была удалена одна из почек, Рид женится на журналистке Луиз Брайант и вместе с ней направляется в Россию для освещения событий Октябрьской революции в журнале "Массы".
В 1919 году Рид создает Коммунистическую трудовую партию, становится организатором и первым редактором газеты "Голос труда".
Какое-то время Джон Рид являлся советским консулом в Нью-Йорке. По совокупности обвинений, которые власти выдвинули в его адрес /подстрекательство к мятежу, предательство и т.п./ он был вынужден срочно покинуть США, для чего воспользовался судном, направлявшимся в Финляндию.
Арестованный финскими властями, Рид долгое время находился в тюрьме, пока не была достигнута договоренность между Финляндией и Россией об обмене Рида на финских военнопленных. В тюрьме в Финляндии Рид написал целый ряд стихотворений и наметил план двух романов, которые ему не суждено было закончить.
В России Джон Рид стал одним из видных представителей находившейся там группы лидеров международного коммунистического движения, активно участвовал во всех политических акциях бурных революционных лет. Преодолев неимоверные трудности, жена Рида Луиз Брайант нелегально переходит финско-русскую границу, чтобы быть рядом с мужем.
Смерть настигла Джона Рида внезапно: находясь в составе группы международных коммунистических лидеров, совершавшей агитационную поездку в Среднюю Азию, он заболел тифом и вскоре умер.
Известие о кончине Рида вызвало огромный отклик среди его сторонников и почитателей в США, где после смерти журналиста-революционера начали создаваться многочисленные клубы его имени.
Для наших соотечественников имя американского журналиста Джона Рида, прах которого покоится в Кремлевской стене, символизируя принадлежность революционера к истории России, в первую очередь связано с его знаменитыми "Десятью днями, которые потрясли мир". В Америке, отдавая должное "уникальному, из первых рук освещению исторических событий", отраженных в книге Рида, в первую очередь в своем знаменитом соотечественнике видят "журналиста и поэта-искателя приключений".
Жизнь Рида как революционного писателя закончилась в 1920 году в России, но его героический образ и по сей день вдохновляет радикально настроенную интеллигенцию Америки и всех, кому небезразличны стремления людей к справедливости.