По словам главы российского правительства, сегодня половина внешнеторговых морских перевозок России осуществляется через Балтику. Однако неудовлетворение вызывает тот факт, что половина балтийского грузооборота приходится на иностранные порты. Вместе с тем Касьянов отметил и улучшения в этой сфере, признав, что за последнее время введены некоторые новые портовые мощности, в том числе, в Калининграде и в Санкт-Петербурге.
Премьер напомнил, что еще 2 года назад загруженность калининградского порта составляла лишь 30 проц от потенциальных возможностей, сейчас же этот показатель достиг почти 90 проц. В короткие сроки, по мнению Касьянова, можно выйти на полную загрузку порта.
В числе других вопросов, которые предстоит обсудить Морской коллегии, премьер выделил принципы и аспекты защиты государственных российских интересов на морях. В этой связи премьер предложил учесть опыт недавно прошедшего сбора-похода на Каспии и напомнил, что в следующем году, по указу президента, аналогичный сбор-поход пройдет на Тихом океане.
Морская коллегия также обсудит вопрос о совершенствовании спасательной деятельности на море. Как сказал премьер, необходимо отрегулировать спасательные мощности, создать унифицированную, понятную, четкую систему для решения проблем спасения на воде и проведения спасательных операций в море.
Касьянов отметил, что Калининград выбран местом для заседания Морской коллегии неспроста, поскольку в повестке дня значится вопрос о реализации принципов национальной морской политики на Балтике. Кроме того, напомнил премьер, это связано и с исторической датой, поскольку 306 лет назад боярская Дума приняла предложение Петра Великого о начале строительства российского флота.