Хлебосольство Европейской комиссии и Европарламента, организовавших эту поездку, объясняется просто: в субботу, 19 октября в Ирландии состоится референдум по так называемому Договору Ниццы. Если ирландцы проголосуют "за", перед 10 странами-кандидатами в члены Евросоюза будет поднят шлагбаум: пожалуйста, присоединяйтесь к нашему клубу. Дальнейшее известно: завершение переговоров о приеме в ЕС уже в этом году, сам прием - в 2004. Если же капризные ирландцы, не дай Бог, опять скажут "нет", 75 миллионам человек, желающим влиться в большую семью ЕС, придется проститься со своими мечтами на долгие годы. Это будет грандиозный скандал! Примерно так представляет себе значение предстоящего ирландского референдума рядовой европеец.
В действительности же дело обстоит несколько сложнее. Хотя, будем надеяться, последствия для Брюсселя могут оказаться не столь уж драматичными.
Договор Ниццы был заключен на саммите ЕС в декабре 2000 года и уже ратифицирован 14 из 15 нынешних членов Евросоюза. Но для его вступления в силу нужен консенсус 15-ти. Ирландия - единственная страна, где по конституции по принятию Договора должен состояться референдум. Его уже раз проводили в июне прошлого года.
К великому смущению чиновников ЕС ирландцы тогда отвергли Договор Ниццы большинством в 54 процента. Почему? Сами ирландские аналитики затрудняются ответить. На изумрудном острове зигзаги общественного мнения порой непостижимы. Возможно, если бы на референдум тогда явилось больше народа - а дома остались двое из каждых трех - итог мог быть иным. Говорят, большинство населения поверило результатам опросов, которые предсказывали "да", и просто махнуло рукой: проголосуют без нас.
Голосовать, однако, в соответствии с опросами оказалось некому. К тому же правительство Дублина не особенно лоббировало за Договор Ниццы, тогда как его противники бились в поте лица и вывели своих единомышленников к кабинкам для голосования. Главный тезис "против" был такой: Договор Ниццы предписывает совместные действия членов ЕС в области обороны, а это может скомпрометировать исторический нейтралитет Ирландии.
На этот раз ирландские власти ведут себя намного энергичнее. Их пропагандистская кампания перед референдумом достигла крещендо. Населению втолковывают: смотрите, какие выгоды достались Ирландии от членства в Евросоюзе. Стало быть, настала очередь самой Ирландии помочь 10 государствам-кандидатам из Восточной и Южной Европы получить доступ к тем же самым заветным возможностям.
Ирландский премьер Берти Ахерн предупредил своих соотечественников: если вы опять проспите референдум и результатом снова станет "нет", это равносильно тому, как если бы вы сказали миллионам людей, уже десятилетие ожидающих членства в ЕС: "А пошли вы все к черту!" Со своей стороны Брюссель сделал специальное заявление, где заверил ирландцев: никакой угрозы их нейтралитету Договор Ниццы не несет. Тем не менее, возможность повторной осечки на референдуме сохраняется. Дело в том, что популярность ирландского правительства за минувший год заметно упала.
Недовольство населения его внутренней политикой может вылиться 19 октября в голоса "против". Кукиш Дублину станет кукишем Евросоюзу. Что тогда? Официальные лица Брюсселя утверждают, будто у них нет никакого запасного плана.
Значит ли это, что "нет" на референдуме в Ирландии действительно наглухо затормозит или надолго отсрочит расширение ЕС? И вообще может ли этот процесс обойтись без Договора Ниццы? Этот документ часто называют договором "по расширению". Однако это не совсем точно. Возможность расширения предусмотрена другими основополагающими документами ЕС, а кому и когда вступать в союз решит декабрьский саммит в Копенгагене. Что касается Договора Ниццы, то его смысл состоит в том, чтобы упростить, сделать менее громоздким процесс принятия решений после того, как в Евросоюз вольются 10 новых членов. И, надо признать, в этом договор не особенно преуспел.
Схематически говоря, он распространяет принцип "квалифицированного большинства" на ряд дополнительных областей политики ЕС.
Но правила, определяющие, из чего именно складывается такое большинство, чрезвычайно сложны. Как выразился председатель Еврокомиссии Романо Проди, никогда не скрывавший своего недовольства деталями Договора Ниццы, нужно иметь докторскую степень по математике, чтобы все это постичь.
Если на субботнем референдуме ирландцы опять не выразят доверия договору, это, безусловно, станет тяжелым ударом по Брюсселю и по Дублину, старающемуся отблагодарить Брюссель за его заботу об ирландских фермерах. Но это еще не конец света. Как можно понять по утечкам информации из Европейской комиссии, она может обратиться в таком печальном случае к парламенту Ирландии, чтобы тот принял специальную декларацию в пользу расширения ЕС. Кроме того, Брюссель может воспользоваться Амстердамским договором, подписанным в 1997 году, который предусматривает прием 5 новых стран-членов без какого-либо изменения существующих норм Евросоюза.
У официального Брюсселя есть и другие формально-юридические возможности.
В любом случае послать к чёрту 75 миллионов, ожидающих присоединения к ЕС, никому не удастся.