18 октября Госдума выносит проект федерального бюджета-2003 на второе чтение. Как Вы оцениваете социальную направленность этого документа? Насколько он отличается от бюджетов прошлых лет?
- С точки зрения социальной политики положительные тенденции заметны. Расходы по разделу "социальная политика" увеличены по сравнению с 2002 годом на 53 проц и составят 150,6 млрд рублей.
Зарплата бюджетников с 1 октября вырастет в среднем на 33 проц. Дважды в будущем году повысятся пенсии - с 1 февраля и с 1 октября, так что среднегодовой прирост составит около 23 проц.
Самое большое повышение выплат ожидает военнослужащих и работников правоохранительных органов - в среднем на 68,97 проц.
Хочу отметить еще один положительный момент бюджета: с будущего года начнется финансирование субсидий молодым малообеспеченным семьям для приобретения жилья. Много лет говорим о демографическом кризисе, а ведь без жилья молодежь над решением этой проблемы работать не будет. Теперь, во многом благодаря поддержке правительства, появилась долгосрочная государственная программа помощи молодым семьям.
Значит ли это, что с социальной точки зрения в бюджете только плюсы? Есть у вашего комитета претензии к этому документу?
- К сожалению, есть там и издержки. Прежде всего они касаются сокращения финансирования ряда федеральных целевых программ. Так, финансирование программы "Старшее поколение" урезается до 69 проц от уровня текущего года. Программа "Дети России" получит только 80 проц от текущего финансирования, программа "Социальная поддержка инвалидов" - 95 проц. Наш комитет с этим не согласен, мы настаиваем на сохранении финансирования хотя бы на уровне текущего года.
Много вопросов в связи с принятием бюджета вызывает ситуация с минимальным размером оплаты труда (МРОТ). Коммунисты даже предлагали провести референдум по этому поводу. Что Вы можете сказать об этом?
- Это, действительно, одна из важнейших проблем. Россия никогда не станет социальным государством, если не доведет минимальный размер оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Это одна из главных задач социальной политики в предстоящие годы, обозначенная, кстати, и в новом Трудовом кодексе. И, к сожалению, референдумом вопрос этот не решить.
Очередное повышение минимального размера оплаты труда - с нынешних 450 до 600 рублей - намечено на 1 октября. В этой связи у нашего комитета есть конкретная претензия к проекту бюджета. Дело в том, что среднегодовое отношение МРОТ к прожиточному минимуму в 2003 году будет ниже, чем в 2002. Если в текущем году оно составляет приблизительно 21 проц, то в следующем, поскольку минимальная зарплата вырастет только в октябре, а инфляция будет расти уже с января, оно понизится как минимум на один процент. Поэтому мы настаиваем на повышении минимального размера оплаты труда не с 1 октября, а с 1 мая. Соответствующую поправку ко второму чтению бюджета наш комитет внес, теперь слово за правительством и Думой. Не стоило бы от этой поправки отмахиваться, ведь такое предложение поддерживают очень многие, в частности, профсоюзы, которые, как известно, предлагают повысить минимальную зарплату уже с 1 января.
Определились ли члены вашего комитета с тем, как они будут голосовать в ходе второго и третьего чтений бюджета?
- Все будет зависеть от того, как правительство воспримет наши поправки. Пока его позиция такова: общие расходы на социальную политику в бюджете увеличены, поэтому дополнительное финансирование не имеет смысла. Разумеется, наш комитет это не устраивает, мы продолжим обсуждать свои предложения с представителями Минфина.
Надо сказать, что в первом чтении мы поддержали проект бюджета авансом, попросив правительство поддержать наши поправки. Но теперь члены нашего комитета хотят увидеть, как реализуются их предложения.