Рейтинг@Mail.ru
Исполнилось 115 лет со дня рождения Петра Митурича - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Исполнилось 115 лет со дня рождения Петра Митурича

Читать ria.ru в
В понедельник, 14 октября, исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося российского графика и живописца, художника-изобретателя Петра Васильевича Митурича /1887-1956/. Этот мастер натурного рисунка, портрета и книжной графики принадлежит к плеяде новаторов, первыми заговоривших на языке искусства ХХ века. Правда, лишь в последнее время для многих стал очевиден истинный масштаб личности Митурича. Он проявил не только талант великолепного рисовальщика или книжного дизайнера. В 1920-30-е годы Митурич устремился в иное измерение как "художник-конструктор", изобретая необычные движущиеся аппараты - "волновики". Этот порыв в сферу механики и бионики позволяет провести параллель с деятельностью великого русского авангардиста Владимира Татлина. Юность Митурича и его становление как художника совпали с эпохой бурных преобразований в искусстве, да и в мире в целом. Мастер начинал творческий путь в родном Петербурге, в кругу молодых художников, стремившихся к обновлению художественных...
МОСКВА, 14 октября. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. В понедельник, 14 октября, исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося российского графика и живописца, художника-изобретателя Петра Васильевича Митурича /1887-1956/. Этот мастер натурного рисунка, портрета и книжной графики принадлежит к плеяде новаторов, первыми заговоривших на языке искусства ХХ века.

Правда, лишь в последнее время для многих стал очевиден истинный масштаб личности Митурича. Он проявил не только талант великолепного рисовальщика или книжного дизайнера. В 1920-30-е годы Митурич устремился в иное измерение как "художник-конструктор", изобретая необычные движущиеся аппараты - "волновики". Этот порыв в сферу механики и бионики позволяет провести параллель с деятельностью великого русского авангардиста Владимира Татлина.

Юность Митурича и его становление как художника совпали с эпохой бурных преобразований в искусстве, да и в мире в целом. Мастер начинал творческий путь в родном Петербурге, в кругу молодых художников, стремившихся к обновлению художественных средств, но не склонных к крайностям течений авангарда. В Киевском училище, а затем в Академии художеств /Петербург/ Митурич прошел основательную классическую школу и поначалу выставлялся с объединением "Мир искусства". Однако его влекли новые веяния, хотя в поиске форм он не отклонился ни от творческой самостоятельности, ни от суровой самодисциплины. Это заметно уже в рисунках 1915 года - сам он называл их первыми зрелыми работами. Желая преодолеть академическую традицию, Митурич заострил и наделил чертами вневременного символа образы современников - Осипа Мандельштама, иных членов круга поэтов. Привнося в восприятие натуры сознательную примитивизацию, мастер поднялся до неожиданной в беглом рисунке монументальности.

Переломной для художника стала встреча с "Лобачевским слова" - поэтом Велимиром Хлебниковым. Их знакомство в 1916 году определило и одну из центральных тем в творчестве Митурича, и его личную судьбу. Эта встреча произошла на взлете хлебниковской идеи "общества Председателей Земного Шара" /громкий титул подхватили Малевич, Татлин, Филонов - титаны русского авангарда/, а в 1922 году в новгородской деревне Санталово художник принял последний вздох поэта-будетлянина. Бесценным кажется сегодня историкам литературы "санталовский цикл" Митурича, где достоверно и проникновенно изображен больной, а затем покойный Хлебников. Искусствоведы же сравнивают портрет поэта на смертном одре с "Мертвым Христом" Ханса Хольбейна.

В дальнейшем Митурич создаст в память о друге мощный пласт произведений - иллюстраций к текстам Хлебникова, обложек для книг. Под влиянием "космического" мироощущения поэта, воспевшего и революцию, и открытия Лобачевского, возникают объемные конструкции, испещренные стихотворными строчками, - Митурич назовет их "пространственной графикой". Это словно "кристаллы, элементарные частицы сложного реального мира, где происходит трансформация изображения, перенесенного с привычной плоскости в криволинейный объем", - объяснил в интервью РИА "Новости" сын художника Май Митурич-Хлебников. В наши дни он воссоздал трехмерные объекты, уничтоженные в 1922 году, с помощью которых Митурич пытался перевести в зримую форму ритмы, слова и новаторский стихотворный строй гениального Хлебникова. Под стать им и "Пространственный алфавит" - ныне хрестоматийный образец искусства авангарда.

Женой и музой художника станет сестра поэта Вера, тоже наделенная ярким дарованием. Вокруг этой семьи сложится легендарный кружок единомышленников, куда вошли студенты Митурича по ВХУТЕМАСу. Два живописца - Вера Хлебникова и Петр Митурич - стоят и у истоков художественной династии, по сей день активно заявляющей о себе на российской и мировой сцене. Даже в имени их сына - Май - "звучит" творческий дух, присущий этому дому. Действительный член Российской Академии художеств Май Митурич много сделал для пропаганды творчества "родоначальников", издав несколько книг и подарив много работ Третьяковке. Младшая в этом роду Вера Хлебникова работает в "актуальном" искусстве, на глубинном уровне продолжая семейные традиции. Так, ею осуществлен замысел деда - скомпонована и "издана" в форме авторской книги поэма Хлебникова "Разин", оформленная еще Петром Митуричем.

Май Митурич реконструировал и те необычные аппараты для передвижения по "волновому" принципу, которые создавал его отец, получивший 9 авторских свидетельств. Наблюдения за тем, как перемещаются птицы и рыбы, привели "художника-конструктора" к выводу о том, что в природе господствует колебательное движение в отличие от принятого в тогдашней технике прямолинейного, рассказал Май Митурич корреспонденту РИА "Новости". "Художник со своей интуицией должен плечом к плечу с ученым, вооруженным знаниями, участвовать в борьбе за познание тайн природы", - верил Петр Митурич, по словам его сына. Вопросы времени, пространства и движения в связи с человеком интересовали мастера на протяжении всей жизни.

Однако главным делом для Петра Митурича оставались графика и живопись, работа над оформлением книг. Портреты и пейзажи он рисовал в своей стремительной "штриховой" манере или писал тушью повсюду - в Подмосковье, Астрахани и в Крыму, в гостях, дома и на прогулках. Лаконичные и скромные зарисовки многим казались чересчур простыми, но от них веет и верностью классике, и смелостью новатора. Восточную каллиграфию, обогащенную чисто российскими нотками, напоминают бесчисленные деревья, цветы, избы, заборы и прочие приметы дачных и городских ландшафтов Митурича. Полны психологизма и тонкого лиризма образы современников - от раннего портрета композитора Лурье до более поздних изображений жены и детей, поэта Эдуарда Багрицкого, художников Льва Бруни, Владимира Фаворского, Семена Романовича.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала