По словам заместителя председателя комитета по обороне Государственной Думы генерал-майора Николая Безбородова, конференция лишь согласилась рассмотреть вопрос о продлении сроков выполнения первого и второго этапа уничтожения Россией боевых отравляющих веществ. Само решение о сроках окончания этих этапов будет рассматриваться в следующем году, на восьмой конференции ОЗХО. Как считают специалисты, большую роль в отказе Гааги пойти на встречу российской просьбе сыграла американская делегация.
Накануне открытия конференции в американской газете "Юс-Эс-Эй- тудей" была опубликована статья под названием "План уничтожения российских вооружений близок к провалу". В ней излагалась позиция Конгресса США, который уже не первый год замораживает финансовую помощь нашей стране на строительство завода по ликвидации самых больших запасов нервно-паралитических отравляющих веществ зарина, зомана и VX-газов, сосредоточенных на арсенале в поселке Щучье Курганской области. Там находится около двух миллионов мин и снарядов к 85, 122, 152, 160 и 240 мм орудиям, боеголовки к реактивным снарядам систем залпового огня "Град" и "Ураган", головные части к тактическим и оперативно-тактическим ракетам "Луна", "Точка" и "Скад". Всего 5462 метрические тонны ОВ, тринадцать процентов всех российских запасов.
Шефство над строительством этого завода по собственной инициативе взял на себя Вашингтон. Российской стороне предлагалось решить социальные вопросы местного населения и проложить инженерные сети для будущего объекта, что мы и делаем. Да и США на первых порах потратили около 230 млн долларов на разработку проекта, его технико-экономического обоснования, проведение различных экологических экспертиз, подготовку площадки для предприятия.
Но когда подготовительные работы были уже, в принципе, завершены, конгресс США вдруг выдвинул перед Россией ряд условий на продолжение своего участия в финансировании завода в Щучье. Среди них были и весьма экзотические. Например, предоставить Вашингтону дополнительные сведения о запасах российского химического оружия, не включенного в отчет перед ОЗХО, и допустить американских специалистов на все химические объекты, куда они потребуют. Не трудно заметить, что это почти такие же требования, какие выдвигает и вашингтонская администрация перед Багдадом.
Наши возражения, что "незаявленные запасы" химического оружия в нашей стране не существуют, конгрессом США во внимание не принимаются. Там, по сообщению газеты "Юс-Эс-Эй-тудей", настаивают, что Россия утаивает свою "секретную программу создания химического оружия нового поколения, названную "Новичок", в ходе которой были созданы более смертоносные токсины на основе сельскохозяйственных компонентов".
С одной стороны, сообщает газета, конгрессмены весьма озабочены тем, что некоторые снаряды /85 мм/ из Щучанского арсенала легко унести и использовать при совершении террористического акта /сотрудник аппарата Конгресса Пол Уокер, посетивший этот арсенал еще в 1994 году, даже сравнил его "Уоллмартом", крупнейшей сетью магазинов розничной торговли США/. А с другой считают, что предоставление помощи России на уничтожение химического оружия должно стать своеобразным рычагом для оказания давления на нее.
Майкл Муди, участник переговоров о разоружении в администрации Буша-старшего, руководитель Института контроля над химическим и биологическим оружием в Вашингтоне, прямо говорит, что "если мы собираемся разрешить эти программы помощи, мы должны сделать их для русских максимально недоступными". И хотя Буш-младший уже не раз обращался к конгрессу с просьбой отменить ограничения на выделение ассигнований для России, эти попытки не увенчались успехом.
Как считают российские независимые эксперты, США ведут на почве химического разоружения недопустимую политическую игру, провоцируя на громкий скандал и резкое осуждение мировой общественностью за неспособность или нежелание выполнить взятые на себя обязательства по ликвидации боевых отравляющих веществ. Сейчас в эту "игру", по всей видимости, с подачи Вашингтона включилась и Гаага.
Справедливости ради, надо заметить, что в сложившейся ситуации во многом повинны не только американские конгрессмены. На протяжении многих лет после подписания Конвенции по уничтожению химического оружия (1993 год) на эти цели отпускались мизерные средства, которых едва хватало на организацию надежной охраны "отравленных арсеналов".
Только в 2001 году, когда было создано Агентство по боеприпасам и переданы ему функции государственного заказчика этой программы, бюджетные ассигнования на химическое разоружение выросли по сравнению с предыдущим годом в шесть раз и достигли 3 млрд рублей. В этом году - до 5,6 млрд. Но основная ставка на зарубежную помощь, фактически на иждивенчество все равно не проходит. По словам председателя думского Комитета по обороне Андрея Николаева, в проекте бюджета-2003 года денег на ликвидацию ОВ запланировано явно недостаточно.
Проблема еще и в том, что до сих пор нет абсолютной ясности, как поступить с реакционными массами, которые останутся после утилизации химоружия. Превращать их в запасы чистого мышьяка, арсенида галлия или навеки залить бетоном и битумом? Первые два вещества - очень ценное сырье для электронной промышленности и создания новых прорывных технологий, использующих солнечную энергию. Ведущим странам мира и, в первую очередь, США не нужны конкуренты. И они делают все, чтобы их не было, требуя от России безусловного уничтожения всего, что связано с ОВ.
Да и отечественным бизнесменам не все равно, кому и как будет передано все это "мышьяковое богатство". Подковерная борьба идет такая, что некоторые губернаторы уже перестали здороваться с руководителями программы ликвидации ОВ. Так что, обижаясь на Гаагу и Вашингтон, нужно разобраться и в своем собственном хозяйстве.