Рейтинг@Mail.ru
Дан старт расширению Евросоюза - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дан старт расширению Евросоюза

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 10 октября. /Политический обозреватель РИА "Новости" Владимир Симонов/. В среду на своем заседании в Брюсселе Европейская комиссия рекомендовала завершить к концу этого года переговоры с 10 странами-кандидатами и назвала 2004-й год, как дату приёма этих государств в Евросоюз.

Реестр стран-счастливчиков пестрит обломками бывшего социалистического лагеря: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская республика, Словакия, Словения, Венгрия. Кипр и Мальта дополняют список. За новыми членами предусматривается на первых порах жесточайший контроль: выполняют ли они свои обещания соответствовать разнообразным критериям ЕС?

Болгария с Румынией, как и ожидалось, не попали в первую волну новых членов. Тем не менее, в докладе Еврокомиссии они найдут для себя утешительный приз: там впервые содержатся заверения, что эти страны смогут, вероятно, вступить в ЕС к 2007 году. Опять же впервые Болгария признается страной с рыночной экономикой.

У Турции дела обстоят хуже. Еврокомиссия "похлопала её по плечу" за отмену смертной казни и расширение прав курдского меньшинства на культурную самобытность, однако сочла, что Анкара всё еще не отвечает политическим критериям, необходимым для начала переговоров о вступлении в ЕС. Дата таких переговоров не назначена. Вместе с тем ЕС хочет удвоить экономическую помощь Турции к 2006 году.

Эти хорошие и плохие новости содержатся в 93-страничном докладе Европейской комиссии под названием "К расширению Союза", обнародованном в Брюсселе. Мир становится свидетелем самой грандиозной экспансии ЕС за все годы его существования.

Как ясно из доклада Европейской комиссии, у неё остается немало претензий к странам-кандидатам насчет их соответствия так называемым копенгагенским критериям, то есть общим нормам ЕС. Евросоюз меньше всего хотел бы впустить в свой клуб государства, где гарантии демократии выглядят недостаточными, верховенство закона и прав человека ещё не стало ежедневной практикой, а экономика не справляется с напором рыночных сил ЕС.

В результате, за последние годы 10 "абитуриентов" произвели на свет и утвердили в своих парламентах тысячи страниц новых законов, чтобы сузить этот разрыв. Но этого, похоже, мало. В течение двух ближайших лет будут приняты новые законы. Однако сумеют ли страны-кандидаты за этот срок подтянутся к стандартам ЕС и если не побороть, то хотя бы приглушить один из своих главных пороков - засилье коррупции, покажет только время.

Первые несколько лет станут для новичков неким испытательным сроком. За три месяца до их вступления Европейская комиссия даст оценку - насколько успешно они выполняют свои обещания по внедрению общеевропейских норм. Речь идет в первую очередь о таких рискованных, с точки зрения ЕС, сферах, как пограничный контроль и продовольственная безопасность.

Затем на протяжении еще двух лет Евросоюз оставляет за собой право принимать жесткие меры, чтобы предотвратить в случае необходимости нашествие переселенцев с новых земель или ликвидировать возможные кризисы, вызванные недоброкачественными пищевыми продуктами. Исторический процесс объединения Европы, как видим, немножко омрачен библейским расслоением на "чистых" и "нечистых". Незваные иммигранты и заразная еда - вот две угрозы, которые пугают старожилов ЕС, похоже, больше всего.

Трудно отделаться от впечатления, что это несколько напоминает слияние Германии, где высокомерие Запада до сих пор противостоит комплексу неполноценности Востока.

Поэтому так правомерно сравнить цену двух объединений. Оказывается, раздвинуть свои границы обойдется Европейскому Союзу на несколько порядков дешевле, чем это стоило ФРГ. По расчетам Центра европейской реформы, расходы ЕС в течение двух лет до расширения - с 2002 по 2004 - плюс за два последующих года могут составить 67 млрд евро. Это карманная мелочь с точки зрения Германии, заплатившей с 1990 по 1999 год 600 млрд евро, чтобы вернуть себе единство.

Судя по докладу, Еврокомиссию тревожит еще одна проблема: далеко не все население стран ЕС пока осознает радужные преимущества расширения, заключающиеся, как принято считать, в более прочной политической стабильности новой конструкции и возможностях для экономического роста.

Действительно, только 51% опрошенных граждан ЕС готовы объединиться с новичками с Востока, тогда как 30% категорически против. В странах-претендентах, естественно, соотношение лучше: 65% намерены проголосовать на референдумах за присоединение к ЕС. Но остальные всё ещё плохо представляют себе, куда их, собственно, приглашают и какая от этого польза.

Поэтому в оставшееся до 2004 года время Еврокомиссия намерена более энергично заниматься с населением политическим ликбезом. Центральный среди тезисов в пользу расширения: этот процесс "консолидирует" - читай, бетонирует - политические и экономические перемены, происходившие в Центральной и Западной Европе с 1989 года.

Таким образом, старт расширению Европейского Союза дан, хотя правительства стран-членов ЕС примут окончательные решения, касающиеся расширения своего клуба, на саммитах в Брюсселе в конце этого месяца и в Копенгагене в ноябре.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала