Безусловным приоритетом на встрече пользовалась Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2003-2004 год, которая определяет комплекс мер по развитию сотрудничества стран СНГ в этой сфере. Упор в программе прежде всего делается на борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и экстремизмом.
Еще один не менее важный проект предусматривает создание отделения Антитеррористического центра стран СНГ по центральноазиатскому региону в Бишкеке. Его штатная численность увеличивается при этом на 10 человек.
Практически без возражений принята программа совершенствования сотрудничества членов СНГ в пограничной сфере. Она предусматривает проведение совместных командно-штабных и тактических учений региональных управлений, групп войск и соединений пограничных ведомств, других воинских формирований, привлекаемых к охране границ государств СНГ и охраняющих смежные участники границ. В этом контексте, вероятно, надо рассматривать и договоренности между Владимиром Путиным и Эдуардом Шеварднадзе о совместном патрулировании "горячих участков" российско-грузинской границы.
Полностью "экономическим" на саммите можно было назвать лишь вопрос о перспективах создания зоны свободной торговли. Здесь прорывной оказалась инициатива перехода от взимания косвенных налогов по принципу "страны происхождения" на принцип "страны назначения товаров". Тем не менее, экономическая интеграция и после реализации этой меры останется "ахиллесовой пятой" Содружества. С этой точки зрения крайне своевременным было решение провести специальную встречу глав СНГ, посвященную проблемам экономического взаимодействия. Ведь развитие многостороннего сотрудничества, создание зоны свободной торговли, общая либерализация торговли в СНГ в связи с предстоящим присоединением ряда стран Содружества к ВТО если и не отодвигают в долгосрочной перспективе вопросы взаимной безопасности на второй план, то, как минимум, становятся вровень с ними.
Пока же главным экономическим итогом саммита для России стало подписание российским "Газпромом" и "Нафта-газом" Украины соглашения о создании российско-украинского консорциума, который займется вопросами транспортировки российского газа в Европу через украинскую территорию. Тем самым снимается вопрос о строительстве Россией газопроводов в обход Украины. И хотя многие технические проблемы /например, степени иностранного участия или контроля за конкретными участками трубопровода/ еще предстоит урегулировать, главные трудности пока улажены.
И еще один блок вопросов, без которых не обходится ни один саммит СНГ - эффективность работы его руководящих органов. Встреча в Кишиневе не стала исключением, соответствующие решения были приняты и здесь. С будущего года штат СНГ предлагается сократить на четверть. По словам руководителя российского МИД Игоря Иванова, это не нанесет ущерба совместной борьбе с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом, зато эффективность работы должна возрасти. Вместе с тем, не хотелось бы торопиться с далеко идущими выводами. Слишком много аппаратных реорганизаций пережило СНГ за годы своего существования, чтобы встречать "на ура" каждую новую инициативу.
Главы государств одобрили практику направления наблюдателей на выборы в страны СНГ по их приглашению. Так, наблюдатели уже побывали на Украине, а в ближайшей перспективе речь должна идти о президентских и парламентских выборах в Армении. Что же, и демократии, так же, как и безопасности, и экономике, нам, вероятно, лучше учиться сообща, на примерах друг друга. Ведь СНГ - это не только штаб борьбы с терроризмом или пока лишь набирающий обороты экономический совет. Вопросы политической культуры тоже требуют максимального сближения - если проигнорировать их, то и все здание может оказаться непрочным.