Как передает корреспондент РИА "Новости", в понедельник ГМИИ открывает выставку "У истоков современного искусства: от барбизонской школы до классического авангарда", где впервые в Москве будут показаны живопись и графика второй половины XIX - начала ХХ столетий из собрания музея в Белграде.
Демонстрация сокровищ Белграда особенно эффектна на фоне европейских полотен той же эпохи, хранящихся в Пушкинском музее. В его залах встретятся, дополняя друг друга, работы импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров классического авангарда. Это прославленные французы Гюстав Моро, Эдгар Дега и Анри Тулуз-Лотрек, это и легенды ХХ века Василий Кандинский и Амедео Модильяни, и самый "дорогой" живописец на аукционах наших дней - Винсент ван Гог.
Организаторы выставки уверены: она позволит "по-новому взглянуть на эволюцию европейского искусства", как отметила в интервью РИА "Новости" заместитель директора ГМИИ Зинаида Бонами.
В коллекцию, сформированную для показа в Москве, включено свыше ста произведений выдающихся мастеров европейской живописи. Среди авторов холстов, гравюр и рисунков - лидер "барбизонцев" Камиль Коро, импрессионисты Клод Моне и Огюст Ренуар, теоретик неоимпрессионизма Поль Синьяк. Здесь же - принадлежащие к Парижской школе пришельцы из других стан Европы, подобные Моису Кислингу, фовисты Кес ван Донген и Анри Матисс, а также немецкие экспрессионисты, художники "Новой вещественности" и конструктивисты.
Неординарна и сама история музея Белграда. Произведения для него приобретались в крупнейших галереях Парижа и в мастерских известных художников. Хотя образованная в 1918 году Югославия - одна из молодых стран Европы, ее территория богата памятниками средневековья, как византийскими, так и созданными в западноевропейских стилях.
На 1920-30-е годы в Югославии пришелся пик интереса к новой французской живописи, возникший в русле процесса приобщения страны к последним тенденциям европейской культуры. В этот период при активном участии правящей династии Карагеоргиевичей была заложена основа современной коллекции Национального музея.
Собрание в городе на Дунае отразило глубокое внимание к современному искусству Европы, прежде всего французскому. Его влияние на славянских мастеров объединило художественную культуру России и Сербии начала ХХ века.
Во второй половине прошлого столетия музей Белграда сотрудничал с ГМИИ им. Пушкина, предоставляя отдельные произведения из своей коллекции на выставки в Москве. Распад союзной Югославии надолго изолировал ее крупнейший музей от российского зрителя, и нынешняя экспозиция в ГМИИ - первая и масштабная попытка представить в России жемчужины собрания Национального музея в Белграде.