"Объективные и субъективные" причины для этого найти легко, благо раздражителей предостаточно. Это и резкое снижение уровня экономического сотрудничества, и последствия конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, и дезинформация о позиции российского руководства, что породило волну антимосковских настроений в Грузии. Но прежде всего, это - ситуация в Панкисском ущелье, других пограничных районах Грузии, где обосновались, при прямом попустительстве грузинских властей, чеченские террористы, совершающие вылазки на российскую территорию. На данном этапе, как подчеркнул министр иностранных дел России Игорь Иванов, в решении панкисской проблемы "дело только за политическим руководством Грузии". Он прямо указал, что "если грузинское руководство сделает выбор, мы сможем работать".
Такое высказывание министра дает основание полагать, что Москва расценивает нынешнее обострение российско-грузинских отношений не как некую "эмоциональную вспышку", а как проявление целенаправленной политики Эдуарда Шеварднадзе, которую он проводит на протяжении всех последних лет.
Грузия - единственная страна в мире, которая избрала для себя антироссийскую линию в качестве "основы" своей внешней политики и которая последовательно проводит этот антироссийский курс. Режим Шеварднадзе слаб, он не контролирует большую часть собственной территории и ему постоянно нужны некие "внешние враги" и, соответственно, внешние объяснения той катастрофической ситуации, прежде всего экономической, в которой оказалась Грузия. В этой обстановке "лучшего врага", чем Россия с "ее имперскими замашками и амбициями" искать не надо.
Кроме того, президент Фонда "Политика" Вячеслав Никонов считает, что сложившееся положение объясняется "рядом психологических особенностей Шеварднадзе, который по-прежнему ведет себя и, похоже, воспринимает себя как министр иностранных дел великой державы в эпоху двухполярной конфронтации. Видимо, мыслить в каких-то иных доктринальных рамках у него не получается. Поэтому до тех пор, пока кто-то иной не сменит Шеварднадзе на его посту, мы обречены на конфронтацию с Грузией".
7 октября в Кишиневе должен пройти очередной саммит СНГ, в ходе которого, как ожидается, состоится двусторонняя встреча Путина и Шеварднадзе. Однако питать чрезмерный или даже умеренный оптимизм по поводу ее исхода не стоит. Скорее, разрядка в двусторонних отношениях может начаться с установлением диалога Москвы с грузинскими политиками, придерживающимися более взвешенной и прагматичной политики в двусторонних отношениях.
Как объявлено в четверг в Тбилиси, спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе посетит Москву в начале октября сразу после окончания саммита СНГ в Кишиневе. Возможно, этот станет первым этапом нового российско-грузинского диалога.