Главное в ней - профицит и снижение доли государственных расходов в ВВП. Первое должно позволить избежать больших проблем при выплатах по внешнему долгу /17,3 млрд долларов/, второе - снизить налоговое бремя, давящее на экономику и сдерживающее рост производственных инвестиций. Судя по голосованию в Госдуме /308 голосов "за"/, с этими концептуальными положениями, отстаиваемыми правительством, согласно подавляющее большинство депутатов.
Что касается приоритетов финансирования, заложенных в бюджете, то и здесь думское большинство не высказало принципиальных возражений. Оборона и безопасность, судебная реформа, социальная сфера, развитие науки и образования будут пользоваться в будущем году наибольшим финансовым вниманием государства. Разумеется, с поправкой на его реальные возможности, которые пока не блестящи. Тем не менее расходы на социальную сферу в бюджете по сравнению с прошлым годом увеличены в полтора раза, предусмотрен значительный рост пенсий и заработной платы бюджетников - как минимум на 30 проц.
Главная претензия, так или иначе предъявляемая проекту бюджета практически всеми депутатскими объединениями, сводится к тому, что он недостаточно нацелен на форсированное решение задач экономического роста. Однако и наиболее активные сторонники правительства из центристских объединений, и их критики из оппозиционной фракции "Яблоко", признают: в будущем году это требование заведомо невыполнимо. За спрогнозированные правительством 4-5 проц роста экономики вырваться не удастся, а поэтому акцент надо делать не на амбициозности, а на сбалансированности бюджетной политики.
Правительство эту логику полностью разделяет и готово давать здесь определенные гарантии. Касьянов заверил депутатов, что в будущем году финансовые кризисы России не грозят. От них, несмотря на пиковые выплаты по внешнему долгу, должны предохранить и бюджетный профицит, и налоговая политика, и возросшие за последний год золотовалютные резервы Центрального банка, оценивающиеся сегодня в 44,4 млрд долларов.
Что же касается перспектив экономического роста, то здесь рецепты правительства остаются неизменными: структурные реформы, в том числе в естественных монополиях, улучшение инвестиционного климата, макроэкономическая стабильность, сокращение госрасходов, снижение налогового бремени.
В будущем году, как и прежде, правительство намерено оставлять в экономике все больше денег, создавать условия для их трансформации в производственные инвестиции, которые и должны стать основой нового этапа долгосрочного роста. Навязывать бизнесу инвестиционные решения правительство по-прежнему категорически отказывается. Напротив, подчеркнул Касьянов, государство продолжит свой уход из экономики, расширяя тем самым сферу предпринимательства.
Разумеется, это не означает, что государственными останутся лишь стратегически важные, но убыточные сектора экономики. Напротив, эффективность использования государственных активов планируется значительно повысить. В проекте бюджета доходы от использования государственных акций увеличиваются по сравнению с текущим годом в 1,3 раза, от использования госимущества - в 1,8 раза, доходность же государственных унитарных предприятий, которые останутся в государственной собственности и не будут приватизированы, должна подняться в 5 раз.
Другое важное заявление Касьянова, которое можно рассматривать как еще одну гарантию правительства, касается снижения инфляции. Судя по инфляционной динамике первых 9 месяцев текущего года, повышение цен в 2002 году впервые за последние несколько лет удастся удержать в первоначально намеченных рамках - 14 проц. Задачи на следующий год правительство планирует от достигнутого, обещая понижение инфляции еще на 2 проц. Это, по общему замыслу, должно стать дополнительным стимулом для наращивания производственных инвестиций.
Тем не менее инвестиционный прогноз на предстоящий год, судя по выступлению Касьянова, пока скрывает в себе больше вопросов, чем ответов, и здесь гарантий правительство не дает. Зато прогноз социальный, непосредственно касающийся населения, гораздо более ясен. Снижение инфляции, особое внимание к социальным программам, повышение зарплат и пенсий вместе с продолжающимся укреплением реального курса рубля означают дальнейшее увеличение доходов среднестатистического россиянина.
За неполные девять месяцев текущего года они, по данным правительства, уже выросли на 7,7 проц. В следующем году этот рост, вероятно, будет продолжен. Во всяком случае, пока ему не препятствует ни конъюнктура на мировых нефтяных рынках, ни необходимость осуществлять платежи по внешнему долгу - если первое обстоятельство сейчас благоприятствует России, то второе, как минимум, не оказывает на нее заметного угнетающего воздействия.
Российский бюджет-2003 противоречив. Это одновременно и бюджет долга, и бюджет роста. Он предохраняет от кризиса, но не решает всех проблем в управлении и в социальной сфере. Это своего рода баланс плюсов и минусов российской экономики. Впрочем, любой бюджет и должен быть таким балансом.