Сначала Госдума приняла за основу соответствующий проект постановления, затем он был принят в целом.
Таким образом, Госдума утвердила федеральный бюджет на 2003 год по расходам в сумме 2 трлн 345 млрд 641,4 млн рублей и по доходам в сумме 2 трлн 417 млрд 791,8 млн рублей, исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта /ВВП/ в сумме 13050 млрд рублей и уровня инфляции /потребительских цен/ 10-12 проц /декабрь 2003 года к декабрю 2002 года/.
В соответствии с постановлением Госдумы, превышение доходов над расходами в сумме 72 млрд 150,4 млн рублей направляется в 2003 году в сумме 51 млрд 415,2 млн рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 20 млрд 735,2 млн рублей - на пополнение финансового резерва.
Госдума установила, что в доходы федерального бюджета на 2003 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии.
Госдума также установила, что в доходы федерального бюджета на 2003 год включаются средства целевого Бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии.
Государственная дума предложила правительству до рассмотрения проекта бюддета-2003 во втором чтении направить в нижнюю палату парламента сведения о фактическом расходовании средств на проведение военной реформы, динамике изменения численности войск и органов за последние 3 года и расходов федерального бюджета, а также по видам и целевым статьям сведения о финансировании военной реформы на 2003-2004 гг. по основным мероприятиям реформирования войск и органов в 2003-2004 гг., исходя из размеров обеспечения и характеристик Вооруженных Сил РФ, других войск и органов, установленных на эти годы Советом безопасности РФ.
Правительству также предложено рассмотреть возможность увеличения расходов на обустройство государственной границы, а также на обеспечение контртеррористической деятельности ФСБ России и СВР России и результаты рассмотрения представить в Госдуму.
В соответствие с постановлением, при рассмотрении проекта бюджета-2003 во втором чтении Госдума считает необходимым "изыскать дополнительные средства для финансирования реального сектора экономики и инвестиций с целью создания условий для обеспечения более высоких темпов экономического роста".
При втором чтении проекта бюджета Госдума также считает необходимым "уточнить объемы расходов 2003 года на обслуживание и погашение государственного внешнего долга, а также предельный объем государственного внешнего долга на 1 января 2004 года с учетом корректировки прогноза обменного курса евро к доллару США и досрочного погашения государственных валютных облигаций".
При втором чтении проекта бюджета Госдума также считает необходимым "в целях частичной компенсации сокращения доходной базы регионов рассмотреть вопрос об индексации с 1 января 2003 года ставок лесного налога, в части зачисляемой в доходы бюджетов субъектов РФ, и водного налога, а также о введении с 1 января будущего года главы Налогового кодекса "Экологический налог".
Госдума также заявила о необходимости "изыскать возможность выделения дополнительных средств на увеличение финансовой помощи регионам для выплата заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом планируемой с 1 октября 2003 года индексации за счет уточнения расходов бюджета".
Госдума рекомендовала правительству "до принятия проекта бюджета-2003 в третьем чтении рассмотреть вопрос по перераспределению средств на финансирование государственного оборонного заказа в части НИОКР и закупок вооружений с целью концентрации дополнительно выделенных средств /к уровню финансирования 2002 года/ на выполнении приоритетных работ.
При рассмотрении проекта бюджета в третьем чтении Госдума также считает необходимым предусмотреть новую статью о предельных размерах повышения тарифов на работы /услуги/ естественных монополий /электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки/.
Поправки ко второму чтению проекта бюджета должны быть представлены в думский бюджетный комитет до 4 октября.
18 октября Госдума рассмотрит проект бюджета-2003 во втором чтении.
Напомним, что при первом чтении Госдума утверждает основные параметры и макроэкономические показатели бюджета, при втором чтении утверждается финансирование отраслей, при третьем чтении - финансирование внутри каждой отрасли. При четвертом чтении после лингвистической и юридической доработки бюджет принимается окончательно, затем он направляется на рассмотрение Совета Федерации.