Выступая на пленарном заседании Госдумы с основным докладом по проекту бюджета-2003, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин назвал финансирование национальной обороны приоритетным в бюджете страны на 2003 год.
"Мы должны создать такую систему финансирования национальной обороны, в которой бюджетные средства будут расходоваться эффективно. Наша задача - создание мобильной, эффективной армии", - добавил Кудрин. По его словам, по сравнению с текущим годом планируется увеличить финансирование национальной обороны - на 26 проц или 68 млрд рублей. Из этих средств прирост на финансирование денежного довольствия составит 21 млрд рублей, а общая сумма финансирования денежного довольствия - 112 млрд рублей. На 35 млрд рублей будут увеличены средства на закупку военной техники.
Как отметил в беседе с обозревателем РИА "Новости" председатель думского комитета по обороне генерал армии Андрей Николаев, комитет поддержит решение Госдумы принять бюджет-2003 в первом чтении. Но в дальнейшем он потребует существенной доработки с целью увеличения расходов на оборону, как это и было предусмотрено решениями Совета безопасности и поддержано президентом. "Несмотря на то, что финансирование расходов по разделу "Национальная оборона" на будущий год увеличено по сравнению с 2002 годом и является одним из самых затратных в финансовой политике правительства на 2003 год, у комитета по обороне, - сказал Николаев, - есть к нему серьезные претензии".
Что именно не устраивает думский комитет по обороне? То, что не выполнено решение Совета безопасности от 11 августа прошлого года, которое предусматривало выделение на оборону страны 2,84 проц ВВП. Бюджет-2003 предусмотрел на эти цели только 2,65 проц. При общей сумме в 345 725 540 000 рублей, отведенных бюджетом на раздел "Национальная оборона", армия и флот не досчитались 18,8 млрд. А это приводит к тому, что многие важнейшие направления военной реформы и социального обеспечения людей в погонах, говоря простым языком, зависнут или не будут реализованы.
Много вопросов вызывают у комитета по обороне средства, отпущенные на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы /НИОКР/. Это наиболее засекреченная часть бюджета. О ней трудно говорить предметно, хотя генерал Николаев заметил, что боевую технику в 2003 году армия покупать у промышленности будет в единичных экземплярах. Средства на НИОКР достаточно сбалансированы, основная их масса пойдет на разработку критических и прорывных технологий, без которых через пять-десять лет, а то и раньше невозможно будет создать ни современного боевого самолета, ни ракет, ни танков. В то же время, заметил председатель комитета, бюджет не обеспечивает комплексное развитие различных систем и видов вооружений, что создает предпосылки для отставания нашей армии от воинских группировок ведущих стран мира.
Серьезную проблему в будущем году создаст и недостаток в финансировании проблемы утилизации и ликвидации устаревших вооружений, в том числе и атомных подводных лодок, химических отравляющих веществ. Сегодня выведены из состава ВМФ 120 субмарин, среди которых три с аварийными ядерными реакторами, а 90 лодок с не выгруженным облученным ядерным топливом. Денег в 2003 году хватит только на выгрузку шести зон реакторов и разделку семи АПЛ. Остальные будут создавать угрозу радиационных аварий и резкого увеличения затрат на их ликвидацию.
Но самая большая проблема армии - это жилищное строительство. Без крыши над головой сегодня более 125 тысяч офицеров - практически каждый третий-четвертый, кто стоит в строю. Еще больше людей нуждаются в улучшении своих жилищных условий и отселении из закрытых военных городков, так как полностью утратили связь с армией. По словам Андрея Николаева, бюджет-2003 года не только не позволяет хоть как-то сдвинуть эту проблему с мертвой точки, но даже уменьшил выделение финансовых средств на жилищное обеспечение ровно на 700 квартир. На 2003 год запланировано строительство 22400 квартир, в 2002 году - 23100. Комитет по обороне, сообщил Николаев, предлагает направить часть средств, предусмотренным разделом "Военная реформа", на получение офицерами жилья в государственном секторе и на долевое приобретение квартир для них на открытом рынке жилья.
Не решает военный бюджет и проблем продовольственного и вещевого обеспечения людей в погонах. Денежная компенсация стоимости суточного пайка определена в бюджете в размере 20 рублей, хотя реальная его стоимость равна 48-50 рублям. Что вызывает естественное недовольство военнослужащих, их обращения в суды различных инстанций, проигранные правительством иски и дополнительные, незаложенные в бюджет ежегодные расходы, превышающие миллиард рублей. Примерно то же самое происходит и с обеспечением солдат и офицеров военной формой одежды.
Сегодня они полностью обеспечиваются только полевой формой, и только выпускники военных вузов - повседневной. Неопрятный вид наших солдат на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов уже давно стал притчей во языцех, что, кроме всего прочего, дискредитирует армию в глазах населения страны. Дело еще и в том, что государство уже много лет остается в должниках перед своими защитниками по денежной компенсации за неполученную со складов форму. Эта задолженность давно превысила 7 млрд рублей. Но погашение долгов офицерам на будущий год ограничено тремя тысячами рублей на человека. Значит, элита вооруженных сил вынуждена будет и дальше ходить в заношенной одежде.
По сути, речь идет не только о социальных проблемах значительной части населения страны, но и о безопасности государства.