В мае текущего года аналогичный документ был подписан президентами России и Казахстана Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым.
Это произошло вскоре после того, как в Ашхабаде безрезультатно завершился саммит глав пяти прикаспийских государств - России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана и Ирана.
"Каспийская пятерка" пыталась выработать общее решение по разделу дна Каспия, однако из-за возражений Тегерана и Ашхабада его пришлось отложить. Комментируя итоги саммита, президент Владимир Путин заявил, что его неудача не помешает России заключить двусторонние договоренности со своими непосредственными каспийскими соседями - Казахстаном и Азербайджаном.
Это была совершенно новая постановка вопроса, не возникавшая в предыдущие десять лет, когда Каспий пытались разделить в пятистороннем формате. Не отказываясь от урегулирования проблемы в рамках единых договоренностей между всеми прикаспийскими государствами, Россия, тем не менее, решила двинуться по более простому пути.
Теперь эта задача выполнена. Как сказал Владимир Путин после церемонии подписания российско-азербайджанского соглашения, с учетом ранее достигнутых российско-казахстанских и азербайджано-казахстанских договоренностей, взаимодействие трех стран при освоении минеральных ресурсов дна центрального и северного Каспия "обрело прочную международно-правовую базу".
Это, разумеется, не означает прекращения переговоров на уровне "каспийской пятерки", однако значительную часть собственной работы - урегулирование каспийских границ с соседями - Москва завершила.
Следующим этапом, на котором России следует сосредоточить основные усилия, станет, вероятно, вопрос о транспортировке каспийских углеводородов потребителям за пределами стран "каспийской пятерки".
20 сентября в Баку официально началась работа по строительству трубопровода по маршруту Баку - Джейхан, который огибает Россию с юга. Ранее российские власти неоднократно высказывали скепсис в связи с экономической обоснованностью этого проекта, при этом упорное намерение Азербайджана во что бы то ни стало реализовать его было одним из препятствий для достижения компромисса по разделу сопредельных участков морского дна.
Сейчас данное обстоятельство как бы снимается со счетов. Строительство трубопровода Баку - Джейхан, которое активно поддерживают США, не остановить, так что Москва, скорее всего и не будет к этому стремиться. Другое дело - диверсификация маршрутов каспийских трубопроводов, значительная часть из которых, при осуществлении соответствующей политики, может пройти через территорию России.
По словам российского президента, в заключении соответствующего соглашения заинтересованы и в Москве, и в Баку, причем это подтверждается и масштабами прокачки азербайджанской нефти через российскую трубопроводную систему - если в прошлом году через нее прошло 2,3 млн тонн нефти, то в нынешнем уже 2,5 млн тонн.
Если выгоды Москвы, извлекаемые из подписания нынешних российско-азербайджанских договоренностей очевидны, то и для Азербайджана они не менее важны. Ведь позиции официального Баку на Каспии наиболее уязвимы. В советские времена осваивалась в основном именно та часть каспийского дна, которую сегодня Азербайджан считает своей. Но с этим категорически не согласны в Ашхабаде, который претендует на разрабатываемые Азербайджаном месторождения Чираг, Азери и Кяпаз.
В этой связи провозглашаемый Россией, Казахстаном и Азербайджаном принцип "дно делим по срединной линии, вода общая" после подписания московских договоренностей выглядит более перспективным, нежели предлагаемый Ираном механический раздел каспийского дна на двадцатипроцентные сектора или отстаиваемое Туркменистаном совместное освоение углеводородных ресурсов.
Реакция Тегерана и Ашхабада на подписанное в Москве российско-азербайджанское соглашение пока неизвестна. Вполне вероятно, что она не будет восторженной - ведь в Иране и Туркменистане изначально настаивали на другом. Тем не менее, с позицией России, Азербайджана и Казахстана придется теперь считаться больше, чем раньше. Особенно это касается отношения к России, ведь она, в отличие от других каспийских государств, больше не имеет спорных участков морского дна.