Как передает РИА "Новости", в интервью журналистам он подчеркнул, что "Россия никогда не отказывалась от принципа консенсуса всех прикаспийских государств при окончательном определении статуса этого моря". "Однако движение к решению по двустороннему формату не противоречит этому принципу, т.к. делится только дно, а не толща и поверхность воды",- сказал Косачев.
По его мнению, "острота дискуссии определяется тем, что цена вопроса о правовом статусе Каспия исчисляется в десятках миллиардов тонн нефти". "Это сопоставимо с запасами Персидского залива и, безусловно, повод для того, чтобы биться буквально за каждый метр шельфа", - подчеркнул депутат.
Достижение согласия Азербайджана и Казахстана на российский "срединный вариант", предусматривающий равно долевое участие государств в разработке и использовании месторождений - фактически реальность, отметил Косачев. "Вместе с тем, позиция Ирана, настаивающего на 20-процентном дележе Каспия и, схожая "кондоминиумная" /общее владение/ Туркменистана - основной камень преткновения", - сказал он.
В этом контексте парламентарий указал, что еще 5 лет назад США объявили Центральную Азию и Каспий, в частности, зоной своих национальных интересов. Такой сценарий, по словам депутата, "не может не настораживать, и активная поддержка Вашингтоном далеко не бесспорного с экономической точки зрения проекта трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан - лишнее тому подтверждение".
"В Белом Доме прекрасно понимают, что только диверсификация маршрутов доставки энергосырья от производителя к покупателю если не избавит, то значительно снизит зависимость США от поставщиков энергопродуктов. Администрация Буша не скрывает стратегической цели - обеспечить для США независящий от ОПЕК источник стабильных поставок дешевой нефти. И Каспий в этом смысле идеален для американцев, так как ни Россия, ни другие государства региона в ОПЕК, как известно не входят",- отметил Косачев.
На этом фоне, продолжил парламентарий, острую борьбу сейчас вызывает не только не согласованный формат освоения прикаспийского шельфа. Жесткая конкуренция развернулась и вокруг планов вывода нефтепродуктов на мировые рынки. По словам депутата, Вашингтон сегодня выстраивает "собственную систему энергетической безопасности и, в первую очередь, путем размещения военных баз по всему миру и, особенно в районах добычи и транспортировки нефти и других энергоносителей. Повод для размещения новых баз в сырьевых регионах, отличающихся потенциальной конфликтогенностью, после 11 сентября найти не составляет труда".
По мнению Косачева, нельзя закрывать глаза на тот факт, что "американский спецназ все чаще превращается в неотъемлемый атрибут пейзажа ресурсно-обеспеченных стран". "Для России же неучастие или проигрыш в борьбе за контроль над маршрутами транспортировки нефти и газа из ближайших регионов чревато не только экономическим потерями, но и может привести к вытеснению из Центрально-Азиатского, да и Закавказского регионов", - отметил парламентарий.
"Именно поэтому достижение компромиссных договоренностей по Каспию сначала с Казахстаном, а теперь и с Азербайджаном крайне важно для российских национальных интересов", - подчеркнул Константин Косачев.