Рейтинг@Mail.ru
Похоже, германским выборам не обойтись без фотофиниша - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Похоже, германским выборам не обойтись без фотофиниша

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 22 сентября. /Политический обозреватель РИА "Новости" Владимир Симонов/. В воскресенье 61 миллион немцев изберут новый парламент, новое правительство, и нового канцлера на ближайшие четыре года.

В последние остававшиеся до выборов дни тысячи жителей ФРГ развлекались игрой на популярной интернет-страничке "Канцлергенератор". Несколькими щелчками "мыши" там можно совместить портретные черты двух кандидатов - нынешнего канцлера Герхарда Шредера и баварского премьера Эдмунда Штойбера.

Возьми у одного нос и волосы, у другого - глаза и рот, или наоборот - и покатывайся со смеху. Вот вам Гермунд Шребер. Вот Эдхард Штойдер. А вот кто-то третий с до боли знакомой седой залысиной и грустными глазами в венчике морщин.

Электронная игра во многом отражает нынешнюю избирательную кампанию. Немцы мучительно перебирают преимущества и недостатки обоих кандидатов, как бы пытаясь склеить из деталей идеальный образ сильного вождя нации. Бессмысленность этого занятия рождает безразличие и к тому, и к другому претенденту. У электората же, еще не павшего духом, баланс симпатий - как на аптекарских весах. Стоит сесть на чашу мухе - коромысло перекосится.

Лишь в самые последние недели Герхарду Шредеру удалось незначительно - всего на 3 процента - опередить по популярности своего противника. Результаты опроса, проведенного немецким телеканалом ЦДФ, предсказывают: Шредер, возглавляющий Социал-демократическую партию /СДПГ/, может рассчитывать на 40 проц голосов, а лидер христианских демократов Штойбер - на 37.

До этого СДПГ хронически отставала от коалиции ХДС-ХСС. То, что Шредеру все-таки удалось сократить разрыв и выдвинуться вперед, во многом объясняют его категоричной позицией, исключающей любое участие Германии в военных действиях против Ирака. Причем, даже под эгидой ООН. Более того, канцлер пригрозил вывести немецких солдат и танки, уже размещенные в Кувейте, если США посмеют атаковать Ирак.

Такого нервного антиамериканского "нет" история германской внешней политики, кажется, еще не знала.

Расчет был явно на то, чтобы пролить бальзам на души избирателей из бывшей ГДР, традиционно враждебных к США. Здесь Шредер учел опыт прошлого. Победителем на выборах 1994 и 1998 годов неизменно выходил кандидат, сумевший привлечь симпатии населения восточных земель. Мертвец-коммунизм в чем-то еще правит объединенной Германией.

Но предельная категоричность позиции Шредера по Ираку подставила его под критику противника, обвинившего канцлера в спекуляции на страхах населения перед войной. "Красно-зеленое" правительство загоняет Германию в изоляцию от тех самых международных сил, которые вынудили Багдад вернуть военных инспекторов, не устает повторять Штойбер.

Премьеру Баварии, региона с процветающей индустрией высоких технологий и высокой занятостью, удобно также делиться с избирателями таким подозрением: а не потому ли канцлер так пугает войной с Ираком, что хочет отвлечь внимание населения от своих провалов в экономике?

Эта критика - как гвоздь в рану. Два года назад в порыве красивой риторики Герхард Шредер объявил, что если ему не удастся сократить безработицу до 3,5 млн, он, мол, недостоин занимать пост канцлера. Сегодня в ФРГ 4 млн безработных, что отбрасывает страну на 4 место в ЕС по этому показателю.

А по другим - еще дальше вниз. Германия пропустила вперед большинство государств Европейского союза по темпам экономического роста, бюджетному дефициту и статистике банкротств. Канцлер теряет доверие деловых кругов.

Но его ли это единоличная вина?

СДПГ вправе утверждать, что превращение ФРГ из экономического гиганта в аутсайдера началось еще при Гельмуте Коле, который не особенно старался остановить сползание страны в экономический кризис. С другой стороны, Шредеру удалось осуществить за 4 года у власти больше прогрессивных социально-экономических реформ, чем Колю - за его 16 лет. После этого можно ли попрекать правительство некомпетентностью?

Нынешний канцлер мог бы также поставить себе в заслугу новый облик более прогрессивной, открытой к миру Германии. Скажем, иностранным рабочим теперь легче получить германское гражданство и право голоса. Проведена частичная приватизация системы страхования здоровья. Ограничено влияние профсоюзов, что тоже теперь считается прогрессом.

И, конечно, Шредер прекрасно показал себя во время августовского наводнения. Решительный, глубоко сочувствующий, щедрый к пострадавшему люду лидер, на которого всегда можно положиться в трудный час.

Бюргерам импонирует и внешний облик Шредера. Светский лев, он слывет любителем дизайнеровских костюмов и гаванских сигар. Правда, эта забота о внешности иногда бьет через край. Канцлер учинил судебный иск против одного германского агентства новостей, сообщившего будто он красит волосы, чтобы выглядеть моложе. Шредер выиграл суд, но попал под град насмешек: политический вождь, взрослый дядя, а позволил втянуть себя в такую мелочевку.

Кроме того, вмятину на популярности канцлера оставил скандал с министром обороны Рудольфом Шарпингом. Главный защитник отечества бросил жену и резвился в плавательном бассейне на Майорке в обществе новой подружки. Цветные фото в прессе выглядели слишком вызывающими. Шредер отправил плейбоя в отставку слишком поздно.

На этом фоне сладкой жизни элиты СДПГ Эдмунд Штойбер /61 год, женат, трое детей/ выглядит воплощением консерватизма и семейных ценностей. Он вошел в политику как протеже, а позднее правая рука Франца-Йозефа Штрауса, политика, прослывшего реакционером.

По экономическим взглядам Штойбер мало чем отличается от Шредера. В оценке иракской проблемы более сдержан. Но выступая против "военных приключений", позволяет своему теневому министру иностранных дел требовать, чтобы "над Саддамом продолжала висеть угроза военных действий".

Куда более строг Штойбер, чем нынешний канцлер, к иммигрантам. Возглавляемое им баварское правительство однажды пыталось выдворить назад в Турцию совершившего преступление турка-подростка. Причем, заодно с его родителями, прожившими в Германии 30 лет. У германских шовинистов за это можно получить не один голос.

В целом же козырная карта Штойбера сводится к его оплоту - Баварии. Расцвет высокотехнологичной индустрии соседствует там с самой низкой в стране безработицей и провинциальной любовью к консервативным традициям. Не хотите ли, чтобы вся Германия стала такой, как Бавария? - как бы предлагает избирателям кандидат ХДС-ХСС. И уж совсем хватает за душу эффектной идеей: давайте водрузим в каждом государственном здании святое распятие...

В век угасающих семейных идеалов, террористических взрывов и исламской угрозы этого может вдруг очень-очень захотеться.

В результате к заветному воскресенью кандидаты подошли, похоже, с равными шансами. Как говорят в таких случаях в спорте, всё решит фотофиниш.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала