Официальные лица в Вашингтоне пустились с жаром доказывать, что инспекции уже проводились, но мало к чему привели, что это "слишком медлительный процесс" и что, в конце концов, дело не в инспекциях, а в разоружении Ирака, восстановлении там "экономической свободы", прав человека и т.д. - смотри текст выступления президента Буша в ООН.
Действительно, военная инспекция - не разовая процедура. Она требует времени. Как только инспектора вернутся в Ирак, хронология их деятельности будет определяться резолюцией Совета Безопасности 1284. Документ дает инспекторам 60 дней на то, чтобы составить план работы, наметить направления расследования. И затем еще 6 месяцев, чтобы придти к предварительному заключению насчет того, разрабатывает ли Ирак на самом деле оружие массового поражения или нет.
Таким образом в откровенно личном поединке Джорджа Буша с Саддамом Хусейном намечается пауза до следующего лета. Это совсем не те темпы, на которые рассчитывала Америка. За это время от международной антииракской коалиции, которую она силится создать в ООН, могут остаться одни воспоминания. Главное же, ноябрьские довыборы в конгресс придутся не на пик военной истерии, а на относительно вальяжный период ожидания первых докладов Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям, как теперь именуется бывшая спецкомиссия по разоружению Ирака.
Это во многом лишает Республиканскую партию США шанса использовать милитаристскую лихорадку для восстановления былых позиций в сенате. Президента Буша такое развитие событий, конечно, не устраивает. Он не раз выражал желание получить от законодателей "О'кей" на войну в Ираке именно до ноябрьских выборов, от которых зависит, кто будет контролировать конгресс.
Как в лоб заявил на днях Джеймс Джордан, директор избирательной кампании демократов, "трудно не заметить, что внезапная спешка с войной против Ирака точно совпала со... сдвигами в предвыборных опросах избирателей и угасанием надежд республиканцев на возрождение своего большинства в сенате". Думается, это не просто выпад политического противника.
В результате согласие Ирака распахнуть двери для инспекции пока никак не сказалось на американской идефикс - заставить Совет Безопасности принять новую жесткую резолюцию по Ираку. Причем такую, которая бы обязательно включала в себя санкцию использовать силу, если Багдад в чём-то заупрямится. Великобритания в точности скопировала позицию своего поводыря. Однако Франция и Китай тяготеют к точке зрения России: военный сценарий перечеркнут, нужда в какой-либо новой резолюции ООН отпала.
Пока Совет Безопасности пребывает в заметном смятении, Вашингтон продолжает готовить войну на полях и в умах. Из европейских портов в район Персидского залива идет переброска боевой техники. На британском острове Диего-Гарсиа строятся ангары для американских бомбардировщиков В-2 "Стелс". Военные ведомства США и Великобритании только что согласовали новые мишени ударов по Ираку в границах так называемых "бесполетных" зон - бомбить будут не только радары и системы ПВО, как раньше, но также командные центры, аэродромы и линии связи.
Ирак должен встретить большую войну беззубым и глухим.
В последние несколько недель Пентагон также пытается заманить в свою антииракскую военную кампанию НАТО. В качестве сыра в мышеловке подброшено предложение создать в структуре альянса "постоянные силы реагирования", которые бы состояли из европейских войск и были бы способны присоединяться к США по ходу военных операций за пределами Европы. Пентагон настолько одержим этой идеей, что не прочь посвятить её обсуждению предстоящий саммит НАТО в Праге. Запланированная тема расширения альянса грозит уступить там место дебатам насчет расширения круга участников операции в Ираке.
Чем больше этот круг, тем, естественно, меньше финансовый счет США. Война в Персидском заливе, случившаяся 11 лет наезд, обошлась в 58 млрд долларов, из которых Америке посчастливилось заплатить только 10. Остальное отщипнули от своих бюджетов страны-единомышленники.
В случае с Ираком складчины Соединенным Штатам никто кроме Великобритании пока не предлагает. Может быть, поэтому американских налогоплательщиков пытаются убедить сейчас в том, будто расходы на вторую военную кампанию в том же Персидском заливе - это для Америки "сущий пустяк".
Именно такое выражение употребил на днях Лоуренс Линдсей, глава национального экономического совета Белого дома. По его расчетам, война в Ираке пробьет в ВВП США (10 триллионов долларов) дырочку размером не более чем в 1-2 %, то есть 100-200 млрд долларов. Один год таких дополнительных расходов не накажет страну экономическим спадом, уверен советник Белого дома. Его безмятежность удобно разделяет Алан Гринспен, председатель Федеральной резервной системы США. "Если мы ограничимся (для операции в Ираке) временными рамками войны в Персидском заливе, то вряд ли это окажет на нас какое-либо влияние", - успокаивает он.
Более того, Лоуренс Линдсей усматривает в войне с Ираком даже экономическое благо. Она, де, поможет удалить "огромную помеху глобальному экономическому развитию". Это что-то новенькое. Бедного Саддама Хусейна до сих пор обвиняли в чём угодно, только не в саботаже процветания нашей планеты.
Не звучат такие экзотические претензии и на проходящем сейчас в Зальцбурге Европейском экономическом саммите. Напротив, многие участники форума не устают цитировать предупреждение Международного валютного фонда, выдержанное в стиле мрачной иронии: война в Ираке "не очень-то оздоровит" мировую экономическую систему и может детонировать панический сброс акций.
На этом фоне согласие Багдада на приезд инспекторов ООН могло бы выглядеть, помимо прочего, чем-то вроде заботы об экономическом благополучии мирового сообщества, включая США. Однако Вашингтон отказывается видеть в этом шаге что-либо еще кроме "попытки выиграть время". И один из наиболее расхожих официальных тезисов в пользу такой точки зрения звучит так: вспомните, как Багдад водил за нос военных инспекторов ООН до 1998 года. Как он чинил им препоны, как лгал...
Те, кто оперирует сегодня таким аргументом, забывают: наряду с противостоянием спецкомиссии ООН с Ираком в те годы существовало и сковывало активность военных инспекторов другое противостояние - с самими Соединенными Штатами.
Об этом написал две книги и снял документальный фильм Скотт Риттер, бывший старший эксперт ООН, один из крупнейших американских специалистов по иракским вооружениям. В прошлом морской пехотинец, волевой и мужественный человек, Риттер провел в Ираке 7 лет в составе инспекционной группы, изучавшей военный потенциал Багдада, следившей за уничтожением его арсеналов.
В 1998 году Риттер демонстративно вышел в отставку. Таким образом он выразил свой протест против попыток американской разведки превратить багдадское представительство спецкомиссии ООН в базу шпионажа. Вот что он вспоминает по этому поводу в свежем интервью:
"Соединенные Штаты оказывали давление на программу военной инспекции на протяжении всех семи лет моего участия в ней. Есть большая ирония в том, что все обращают внимание только на борьбу инспекторов с Ираком. Но мало кто говорит о борьбе между военными инспекторами и Соединенными Штатами, которая велась, чтобы побороть силы американской разведки, пытавшиеся внедриться в инспекционную программу и использовать уникальный доступ военных инспекторов в Ираке для иных целей нежели разоружение".
Риттер прямо называет эти цели: ЦРУ занималось слежкой за Саддамом Хусейном и составляло планы его свержения.
Было бы непростительно допустить, чтобы история повторилась. Новая инспекция Ирака должна избежать ошибок прошлого.