Речь идет о воссоединении двух магистралей - в западной и восточной частях ДМЗ, откуда изолированные около полувека железные дороги с юга Корейского полуострова поведут, соответственно, на северо-восток Китая и Дальний Восток России с выходом на Транссиб, а далее в Европу.
В КНДР церемонии проходили на вокзале в городе Кэсон и на железнодорожной станции Кымгансан, в Республике Корея - на конечной станции Торасан провинции Кенгидо и на смотровой площадке в уезде Косон провинции Канвондо.
На западном участке ДМЗ на время церемонии были открыты железные ворота и дети двух частей Кореи - мальчик и девочка - встретились, подарили друг другу цветы, обнялись и спели известную на Юге и Севере песню "Наша воля - объединение".
Сочиненная южнокорейскими студентами, она стала гимном воссоединения Кореи после того, как в 1989 году в Пхеньян ее привезла сеульская девушка Лим Су Ген. Вопреки запрету южнокорейских властей она посетила тогда КНДР, за что после возвращения в Сеул была брошена на несколько лет в тюрьму.
В церемониях приняли участие тысячи человек, а также главы правительств КНДР и Республики Корея Хон Сен Нам и Ким Сок Су. По сообщениям южнокорейского агентства Ренхап, президент РК Ким Дэ Чжун наблюдал за происходящим в прямой трансляции по телевидению.
Накануне военные представители Юга и Севера обменялись текстами соглашения об обеспечении безопасности строительных работ.
Президент России Владимир Путин направил в среду лидерам КНДР и Республики Корея Ким Чен Иру и Ким Дэ Чжуну послания с поздравлениями в связи с началом работ по воссоединению железных дорог. Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе главы российского государства, в послании, в частности, отмечается, что в России "с глубоким удовлетворением встречен этот символичный шаг, который, безусловно, послужит конструктивному развитию межкорейского процесса сближения и воссоединения, станет весомым вкладом в укрепление мира, безопасности на Корейском полуострове и в азиатско-тихоокеанском регионе в целом".
При этом, как отметил Владимир Путин, Россия "готова сделать все от нее зависящее, активно взаимодействуя с КНДР и Республикой Корея, в т.ч. на трехсторонней основе, чтобы по воссоздаваемой Транскорейской железной дороге и Транссибирской магистрали как можно быстрее пошел поток грузов и был бы открыт транспортный коридор от Корейского полуострова до Европы".
По данным РИА "Новости", проект создания железнодорожного транспортного коридора с юга Корейского полуострова через Россию в Европу путем восстановления Транскорейской железной дороги с выходом на Транссибирскую магистраль обсуждался по инициативе России на двусторонних экспертных консультациях с 1999 года.
Оздоровление ситуации на Корейском полуострове в результате межкорейского саммита в июне 2000 года поставило в практическую плоскость вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения между Севером и Югом Кореи. Это позволило бы организовать перевозки грузов с Корейского полуострова в Россию, Китай и транзитом в Европу более дешевым и быстрым путем по сравнению с морскими маршрутами.
В ходе визита президента России в КНДР в июле 2000 года и в Республику Корея в феврале 2001 года этот проект вошел в повестку дня переговоров на высшем уровне. Его обсуждение было продолжено в беседах Владимира Путина с руководителем КНДР Ким Чен Иром в Москве в августе 2001 года и во Владивостоке в августе 2002 года, а также в контактах на разных уровнях с южнокорейской стороной.
По сообщениям из Сеула, западный участок железной дороги планируется соединить уже к концу этого года, а автомобильную дорогу - к весне 2003 года. На востоке ДМЗ железнодорожное полотно и асфальтированная дорога, как ожидается, будут восстановлены примерно через год - в сентябре 2003 года.