Ее организаторы - московское бюро ЮНЕСКО, Министерство культуры РФ и Российский комитет международного совета музеев (ИКОМ). В ней также принимают участие представители СНГ и стран Балтии. В повестке форума - обсуждение проблем контрабанды искусства в СНГ и четыре "круглых стола": "Международное право и незаконная торговля культурными ценностями", "Предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности", "Меры по возвращению культурных ценностей" и "Защита коллекций".
Ежегодно таможня регистрирует больше 2 тысяч хищений. А всего из страны за последние 20 лет, по примерным прикидкам экспертов, вывезено, похищено, украдено около четверти миллиона одних только икон! Основной потребитель ворованной красоты - Европа и США. Вывозятся иконы и другие предметы культа, старопечатные и редкие книги, монеты, марки, живописные полотна, письма исторических деятелей и прочие раритеты и единственные экземпляры.
Смехотворная часть контрабанды возвращается обратно.
В 2001 году в результате сотрудничества Минкульта и МВД в Россию вернулись: 180 икон из Германии, 100 икон из США и 50 икон из Италии. Были сняты с аукциона в Финляндии картины, украденные из Сочинского художественного музея.
На контрабанде зарабатываются колоссальные барыши на разнице между ценой покупки и перепродажи. Стоимость русских икон ХV века на аукционах Сотбис в Лондоне легко доходит до 200 тысяч долларов, а здесь она может валяться на полу в заколоченном северном храме.
Русская церковь сегодня предпринимает колоссальные усилия по инвентаризации всего порушенного в советские годы хозяйства, старается описать все иконы православного мира, и все же только за последние годы число попыток вывоза ценностей за рубеж выросло в России в 10 раз.
Продать икону /или старинную книгу, или письмо императора/ антиквару проще простого, особенно за гроши.
Вот в чем проблема, которую совершенно правильно фиксирует ЮНЕСКО, создав еще в 1978 году Международный правовой комитет по борьбе с этим злом и разработав целую систему юридических препятствий не для вывоза икон /это бесполезно/, а для оформления прав собственности на культурные ценности.
При той бюрократической волоките, которая сопровождает на Западе каждую сделку, каждую покупку, легкость оформления прав на заведомо явную контрабанду не может не изумлять. А ведь для иконы идущей на миллионные торги Сотбис и Кристи необходим сертификат подлинности. Неминуемо заводится дело по истории предмета, который выставляется на продажу, русская икона проходит десятки экспертиз. Однако невозможное происходит, сплошь и рядом подозрительная вещь получает формальные доказательства безупречности.
Остается надеяться, что конференция в Москве послужит ужесточению международного права в такой деликатной сфере как право собственности и сделает невозможной легализацию контрабанды.