Как передает корреспондент РИА "Новости", предметом иска и соответствующего судебного разбирательства стала неудавшаяся попытка ареста двух российских военных самолетов "МИГ" и "Сухой", которые были представлены в экспозиции. По требованию компании "Нога" 22 июня прошлого года французский судебный исполнитель попытался наложить на них арест, однако организаторы авиасалона и дирекция аэропорта не выполнили его требований. Российские истребители были отбуксированы на военную часть аэродрома, и им была предоставлена возможность вылететь в Россию. В этой связи "Нога" предъявила организаторам выставки и российским участникам обвинение "в сокрытии имущества и создании препятствий при наложении на него ареста".
Тяжба между швейцарской фирмой и российским правительством имеет давнюю историю. "Нога" обвиняет Правительство РФ в том, что оно не выплатило ей неустойку за прекращение поставок продовольствия в 1991 году. Дело рассматривалось в судах разных инстанций, вплоть до Международного арбитражного суда в Стокгольме, который в феврале 1997 году признал иск швейцарской фирмы правомерным и обязал российское правительство выплатить ей в качестве неустойки 23 млн долларов. С тех пор наросли пени, и в настоящий момент "Нога" требует возмещения ущерба в сумме 65-68 млн долларов.
Предпринятая швейцарской фирмой попытка наложить арест на российские самолеты - не первая ее акция такого рода. Ранее по ее искам во Франции были арестованы банковские счета российских представительств, в том числе Посольства РФ. В июле 2000 года подвергся аресту знаменитый российский парусник "Седов", прибывший во французский порт Брест для участия в морском шоу. Однако в результате судебных разбирательств все эти аресты были сняты и, более того, за неправомерные действия в отношении "Седова" "Нога" должна выплатить штраф.
В ходе состоявшихся в понедельник судебного заседания были заслушаны показания действовавшего по поручению "Ноги" французского судебного исполнителя, четырех сотрудников аэродромных служб Ле Бурже, против которых выдвинуты обвинения в умышленном создании помех для ареста самолетов, а также пояснения адвокатов, защищающих интересы российских участников авиасалона в 2001 году.
Непосредственные участники событий в Ле Бурже 22 июня 2001 года были подвергнуты дотошному перекрестному опросу. В частности, более двух часов давал показания судебный исполнитель, и в результате выяснилось, что при попытке наложения ареста он совершил немало промахов. Например, не проинформировал должным образом диспетчерские службы аэропорта, вследствие чего они дали разрешение на вылет самолетов. Кроме того, как выяснилось, ответчики с российской стороны были, по сути дела, "назначены" "Ногой" со слов судебного исполнителя, а сам он руководствовался только лишь наличием у него визитных карточек этих членов российской делегации. Причем это были отнюдь не первые лица. По общему мнению адвокатов ответчиков, промахов со стороны судебного исполнителя было допущено так много, что "не только не имел места арест самолетов, но и сама попытка наложения ареста должна быть признана несостоятельной".
Но самый главный аргумент защиты, с которым согласился и участвовавший в процессе представитель прокуратуры, состоит в следующем: фирма "Нога" в принципе не имела права претендовать на военное имущество. В соответствии с законодательством, гражданским лицам и организациям запрещено таким имуществом "обладать, продавать, выставлять на торги и совершать иные действия".
Как отметили адвокаты российских ответчиков, находящееся в собственности компаний "МиГ", "Сухой" и Росавиакосмос имущество нельзя считать принадлежащим государству. Это бывшее государственное имущество, переданное этим компаниям и находящееся теперь в их оперативном управлении. По российскому законодательству, государство не несет финансовую ответственность за компании такого рода, которые полностью самостоятельны в своих действиях. И, соответственно, эти компании не отвечают по долгам государства. Пусть даже российское государство задолжало "Ноге", но "МиГ", "Сухой" и Росавиакосмос не имеют к этому ни малейшего отношения. Так что иск швейцарской фирмы не по адресу.
По завершении слушаний адвокаты российской стороны передали председателю суда объемистые досье. Как было объявлено, вердикт будет вынесен на заседании 18 декабря.
Стоит отметить, что, по мнению аналитиков, занимающихся вопросами экономики, баталии против российского правительства, которые "Нога" ведет на французской территории, отнюдь не способствуют развитию российско-французского сотрудничества, в котором обе стороны объективно заинтересованы.
Кроме того, как считают независимые аудиторы, занимавшиеся в свое время анализом претензий "Ноги", ее продовольственные поставки в Россию составили реально не 1,4 млрд долларов, а 570 млн. И не Россия должна "Ноге", а наоборот. Встречные поставки российских энергоносителей были на 120 млн. долларов больше.