Его роль в истории Земли станет более понятной, если вспомнить, что к концу 19 века все идеи о передвижении людей в космосе, преодолении огромных пространств в пустоте зашли в тупик.
Это тайное отчаяние научной мысли землян Константин Циолковский почувствовал еще мальчишкой. Маниакальной сосредоточенности российского гения помогло несчастье, в детстве он почти потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно.
Мысль о движении в пустоте стала его навязчивой идеей: как уничтожить тяжесть? Как преодолеть притяжение планеты? Как двигаться в абсолютной пустоте?... И вот однажды - эврика! - юношу озарила мысль, как создать машину для подъема в космическое пространство.
Всю ночь шестнадцатилетний Константин бродил по спящей Москве от восторга, что совершил величайшее открытие в мире, нашел желанный путь к звездам.
"Я был так взволнован, - вспоминал он, - даже потрясен, что не спал целую ночь и все думал о великих последствиях моего открытия. Но уже к утру я убедился в ложности моего изобретения. Разочарование было так же сильно, как очарование. Эта ночь оставила след на всю мою жизнь, и через 30 лет я еще вижу иногда во сне, что поднимаюсь к звездам на моей машине и чувствую такой же восторг как в ту незапамятную ночь".
В 1879 году Циолковский сдал экстерном экзамены на звание учителя и до конца жизни преподавал физику и математику в заштатной Калуге. Он читал ответы учеников по губам.
Прошли годы мучительных размышлений, и однажды Циолковский практически решил наконец проблему межпланетного полета. Первым на Земле.
Принципиальную схему ракеты Циолковский изложил в своей эпохальной работе "Исследование мировых пространств ракетными приборами" /1903/. Практически в одиночку гений из провинциальной Калуги, глухой учитель математики создает базу всей космонавтики.
Это ему принадлежат и теория многоступенчатой ракеты и межпланетных сообщений, и мысль о создании искусственных спутников земли и орбитальных космических станций, а так же идеи освоения Луны и планет, плюс теория освоения околоземного и космического пространства солнечной системы, и, наконец, план безграничного расселения человечества в космосе.
Параллельно с техническими идеями Циолковский создает причудливую "космическую философию", которая до сих пор выглядит странным интеллектуальным фантомом.
Он считал, что вся вселенная состоит из групп особых частиц, которые связаны в единое умное целое, и представляют из себя ассоциации неуничтожимых "примитивных духов". Основа этих групп - атом, бессмертное одушевленное элементарное существо. Из этих атомов-духов состоит и земля и сам человек, который может ими все-таки управлять и, в конце концов, научится контролировать атомы и перестраивать в новые группы.
Тем самым человек, по Циолковскому, теоретически может создать из себя принципиально новое биологическое разумное существо или даже мыслящее вещество, например превратиться в род дерева, чтобы питаться солнечной энергией без посредника в виде пищи.
А завершает философию Циолковского "новая космическая этика", согласно которой все нравственные существа должны выработать идею "круговой поруки духа" и создать всемирную систему этических норм для совместного труда в космосе по преобразованию вселенной.
Циолковский умер в 1935 году, обласканный новой советской властью, которая увидела в нем родственную душу по переустройству мира и напечатала в эпоху террора его книги "Общественная организация человечества" /1928/ и "Научная этика" /1930/.