В Японии надеются, что однодневный блиц-визит в Пхеньян премьер-министра растопит лед недоверия и страха в двусторонних отношениях и станет началом новой точки отсчета.
По оценкам японских дипломатов, успех японо-северокорейского саммита во многом будет определяться тем, насколько Дзюнъитиро Коидзуми и северокорейскому лидеру Ким Чен Иру удастся договориться о возвращении на родину 11 японцев, которые в 1977-1983 годах были, как полагают в Токио, захвачены Пхеньяном для их насильного использования в шпионских целях.
Никто из серьезных политиков и общественных деятелей не надеется, что уже вечером 17 сентября эти люди вернутся в Японию на спецсамолете премьера, хотя наиболее горячие головы в Японии и выдвигали такое требование накануне визита. Тем не менее в Токио считают, что без заметного прогресса в решении этого вопроса нельзя рассчитывать на нормализацию отношений между КНДР и Японией.
Переговоры о нормализации отношений застопорились в октябре 2000 года. Тогда северокорейская сторона получила отрицательный ответ на свое требование о том, чтобы Япония принесла извинения и выплатила Пхеньяну компенсацию за долгие годы колониального господства на Корейском полуострове, а Токио получил фактически негативный ответ на просьбу сообщить данные о судьбе похищенных северокорейскими агентами японских граждан.
Серьезную надежду на возможность достижения прорыва в отношениях между дальневосточными соседями внушает то, что о своей заинтересованности в этом четко и ясно заявил Ким Чен Ир. В недавнем интервью японскому агентству Киодо Цусин северокорейский лидер отметил, что хотел бы посетить с визитом Японию после нормализации отношений между Японией и КНДР, а также выразил уверенность в том, что это время не за горами. "Нормализация отношений - важнейшая задача современных политиков нашей страны и Японии", - подчеркнул Ким Чен Ир.