Рейтинг@Mail.ru
К 100-летию со дня рождения конструктора вертолетов Николая Камова - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К 100-летию со дня рождения конструктора вертолетов Николая Камова

Читать ria.ru в
Дзен
Николай Ильич Камов родился 14 сентября 1902 года в Иркутске в семье учителя. Еще учеником коммерческого училища он начал интересоваться авиацией, часто посещал демонстрационные полеты известных в то время пилотов.

После окончания Томского технологического института в 1923 году работал на авиационном заводе, затем в авиаремонтных мастерских. С 1928 года в КБ Дмитрия Григоровича принимал участие в разработке и испытаниях самолета ТОМ-1 /Торпедоносец Открытого Моря/.

В 1929 году молодые конструкторы Николай Камов и Николай Скржинский на общественных началах /при Осоавиахиме/ создали первый в СССР винтокрылый летательный аппарат - двухместный автожир КаСкр-1 /название автожира содержит первые буквы фамилий авторов/, в летных испытаниях которого Камов принимал непосредственное участие. В 1930 году на базе автожира Камов и Скржинский построили модификацию - КаСкр-2 с более мощным двигателем, которая успешно демонстрировалась руководителям страны в 1931 году.

С 1931 года Камов начал работать в ЦАГИ, где возглавил конструкторскую бригаду по проектированию и постройке автожира А-7 и его модификации А-7-3а для корректировки артиллерийского огня и разведки в интересах армии.

В 1940 году по инициативе Камова организуется первый в стране завод автожиров для создания новых машин и их серийного строительства. Николай Камов - главный конструктор и директор этого завода. Здесь продолжились постройка и ремонт автожира А-7 и разрабатывался прыгающий автожир АК. В 1941 году Камов возглавил подготовку и отправку на фронт пяти автожиров А-7 и лично выезжал под город Ельню, где автожиры принимали участие в боевых действиях войск в составе 24-й армии.

Находясь в эвакуации на Урале /1942-43/, Николай Ильич Камов возглавил проектирование автожира АК, способного взлетать без разбега.

После войны в ЦАГИ под руководством Камова группой энтузиастов был построен одноместный вертолет соосной схемы Ка-8 с мотоциклетным двигателем, который успешно демонстрировался на воздушном параде в 1948 году.

С 1948 года Николай Камов - главный конструктор ОКБ-2, ОКБ-4, Ухтомского вертолетного завода. При его активном участии был создан вертолет Ка-8, на его базе - вертолет Ка-10, служивший для связи и наблюдения в ВМФ. Затем был спроектирован и построен двухместный Ка-15, который, кроме связи и наблюдения во флоте, осуществлял поиск подводных лодок. Ка-15 имел несколько военных и гражданских модификаций, включая четырехместный Ка-18 - "летающий автомобиль". В 1958-1959 годах на Ка-15 были установлены мировые рекорды скорости по замкнутым маршрутам 100 и 500 км. Вертолет Ка-18 демонстрировался на международных выставках во многих странах. Получил "золотую медаль" на всемирной Брюссельской выставке 1958 года.

С 1952 по 1964 год коллектив под руководством Камова разрабатывал, строил и испытывал комбинированный аппарат - самолет-вертолет /конвертоплан/ Ка-22, заказанный ВВС. В 1961 году на Ка-22 было установлено восемь мировых рекордов, среди них - рекорд скорости по 100-километровому маршруту и по подъему различных коммерческих грузов на высоту до 2588 метров. Работы по созданию вертолета Ка-22 и поставленные им рекорды прославили имя Камова в авиационных кругах всего мира.

Одновременно с Ка-22 во второй половине пятидесятых годов Камов решает разработать корабельный противолодочный вертолет Ка-25 с полетным весом 6-7 тонн, который должен был служить флоту для увеличения его возможностей при борьбе с подводными лодками. Ка-25 имел все элементы современных противолодочных вертолетов. Примененные на нем конструктивные решения оказались новыми в мировом вертолетостроении. Эта машина стала первым советским боевым вертолетом.

Николай Камов также создал для народного хозяйства ставший наиболее массовым многоцелевой вертолет Ка-26 оригинальной конструкции "летающее шасси". Эти машины с поршневыми двигателями, взлетным весом 3250 кг широко демонстрировались на авиационных выставках и экспортировались во многие страны мира.

Николай Камов - автор оригинальной системы управления соосными винтами, конструкции цельнодеревянной лопасти, конструкции и технологии изготовления лопастей из полимерных композиционных материалов.

За успешное решение ряда сложнейших проблем вертолетостроения Николаю Камову была присвоена ученая степень доктора технических наук и ученое звание доцента. Он награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями. В 1972 году Николай Камов был удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Государственной премии.

Скончался Николай Ильич Камов 24 ноября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя присвоено Ухтомскому вертолетному заводу и одной из улиц микрорайона.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 14 сентября/

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала