Он напомнил, что и российская сторона, и ряд эстонских общественно-политических организаций многократно высказывали отрицательное отношение к этому решению.
Закрытие миссии последовало за принятием парламентом Эстонии в ноябре 2001 года рекомендованных ОБСЕ поправок к законам о выборах в рийгикогу /парламент/ и о выборах в местные органы самоуправления, Был отменен языковой ценз для кандидатов в депутаты этих органов власти.
"Показательно, что практически одновременно с этим были утверждены изменения в закон о внутреннем распорядке рийгикогу, направленные на закрепление статуса эстонского языка как единственного языка делопроизводства в парламенте", - отметил Яковенко.
Дипломат привел "еще один пример аналогичного подхода эстонских властей к проблемам, прямо затрагивающим интересы нетитульного населения".
Так, по его словам, внесенные в апреле 2002 года поправки в закон об основной школе и гимназии хотя и остановили намеченный на 2007 год процесс ликвидации русскоязычной школы в Эстонии, но наделили правительство исключительным правом принятия решений о целесообразности использования русского языка в каждой конкретной школе.
"В то же время, сокращение количества русских школ продолжается", - подчеркнул Яковенко. Он напомнил, что даже при ратификации Рамочной конвенции Совета Европы о защите прав национальных меньшинств Эстонией была сделана оговорка, исключающая из сферы ее действия 200 тыс неграждан - в подавляющем большинстве представителей нацменьшинств.
Между тем, по словам дипломата, массовое безгражданство в стране остается одной из наиболее серьезных проблем. В 2001 году эстонское гражданство получили только 3 тыс человек из упомянутых 200 тысяч. "При таких темпах натурализация займет десятки лет, а интеграция общества фактически свелась к ассимиляции русскоязычного населения", - указал он.
По мнению МИД РФ, не решается вопрос так называемых "нелегалов" - людей, которые из-за пробелов местного законодательства не могут получить законный статус в стране, где они нередко родились или жили долгое время.
Идет процесс "выдавливания" из страны бывших сотрудников советских правоохранительных органов под надуманным предлогом их "угрозы безопасности государства". Продолжаются преследование и травля ветеранов войны и военной службы по обвинению в "геноциде и преступлениях против человечности", - отметил представитель российского МИДа.