Рейтинг@Mail.ru
Исполнилось 75 лет со дня кончины скульптора Анны Голубкиной - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Исполнилось 75 лет со дня кончины скульптора Анны Голубкиной

Исполнилось 75 лет со дня смерти Анны Голубкиной

Читать ria.ru в
Дзен
Великий российский скульптор Анна Семеновна Голубкина (1864-1927) по сей день входит в десятку лучших российских ваятелей. Ее горельеф "Волна" ("Пловец"), укрепленный в 1902 году над входом в Московский Художественный театр, - такой же символ нового искусства, как чайка на его занавесе. Голубкинская скульптура "Старость", выставленная в 1899 году в Париже, была признана способной прославить любого французского мастера.
МОСКВА, 7 сентября. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. В субботу, 7 сентября, минуло 75 лет со дня смерти великого российского скульптора Анны Семеновны Голубкиной /1864-1927/.

Эта женщина по сей день входит в десятку лучших российских ваятелей. Ее горельеф "Волна" /"Пловец"/, укрепленный в 1902 году над входом в Московский Художественный театр, - такой же символ нового искусства, как чайка на его занавесе. Голубкинская скульптура "Старость", выставленная в 1899 году в Париже, была признана способной прославить любого французского мастера.

Ученица и последовательница Огюста Родена, блистательно умевшая и лепить, и ваять, т.е. отсекать лишнее, она великолепно чувствовала "нрав" любого материала - бронзы, дерева, камня.

Как сообщил РИА "Новости" академик Дмитрий Сарабьянов, Голубкиной суждено было выразить, полнее всех в русской культуре, настроения первых лет ХХ века - "волну мечтательного символизма и сострадательной гуманности".

По словам искусствоведа, "волна голубкинской человечности захлестнула и ее портретное творчество" - этому чуткому, умному и проницательному портретисту открывался мир души человека.

Наследие Голубкиной составляют не только замечательные композиции "Идущий" и "Спящие", "Огонь" и "Земля", "Изергиль" или предсмертная "Березка", ставшие квинтэссенцией образа поэта портреты Лермонтова и Андрея Белого, точные характеристики Алексея Толстого и Алексея Ремизова, равно как редкая по красоте коллекция камей, к которым она перешла в конце жизни.

Своей судьбой эта женщина не только воплотила формулу "сотвори себя сам", но и проложила путь в "большое искусство", традиционно считавшееся прерогативой сильного пола, целой плеяде женщин. Среди них и те живописцы, которых сегодня называют "амазонками авангарда" /от Александры Экстер до Ольги Розановой/, и крупнейшие скульпторы России ХХ века Вера Мухина, Сарра Лебедева, Алла Пологова.

С Анны Голубкиной начался феномен российской "женской" скульптуры, в лучших достижениях сочетавшей смелость формальных исканий с глубоким интересом к человеку, подлинным гуманизмом. Не случайно Максимилиан Волошин, увидев работы Голубкиной и уподобив ее художникам типа Достоевского и Льва Толстого, вывел знаменитую формулу: "Русский гений - это огонь совести, а не огонь фантазии. Он исключительно морален. Отсюда истекает особый русский реализм: Отсюда-то нелюбовь к риторике и пафосу, которая отличает русское искусство".

Художник - физически тяжелая профессия, и особенно сложен труд скульптора. Но трудности не испугали уроженку Зарайска, что под Рязанью, хотя в искусство она пришла довольно поздно. Сначала - вольнослушательница Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученица Сергея Волнухина, затем - переезд в Петербург, в Академию к Владимиру Беклемишеву. Но Голубкину тяготит несвобода, и она едет в Париж, где находит в лице Родена настоящего учителя и работает в собственной мастерской. В эти же годы, на закате XIX века, в жизни молодой женщины происходят трагические события, приводящие ее к попытке самоубийства, в психиатрическую лечебницу и, наконец, в Сибирь на Обский переселенческий пункт. Там она столкнется со "всеобщим российским страданием" - его следы навсегда останутся в произведениях мастера, чуткого к людским невзгодам и противоречиям жизни.

В 1904-07 годах художница, окончательно вернувшись на родину из-за границы, принимала участие в революции, а в годы войны руководила скульптурным отделением на Пречистенских рабочих курсах.

По отзывам знавших ее людей, Голубкина обладала редкостным даром сострадания и сочувствия. Недаром среди ее образов-символов - много людей закованных и спящих, жаждущих свободы и пробуждения: "Пленники", "Раб", "Вдали музыка и огни". Всюду мысль автора борется с тяжестью и недвижностью материала - сродни тому, как движение души героев преодолевает инертность телесной оболочки. Мастер смело раскрепощает тягучую скованность глины, заставляет ее литься, дышать и колыхаться. В ту эпоху следы пальцев скульптора на глине ценили очень высоко, эти "прикосновения демиурга" заметны во всех произведениях Голубкиной в гипсе и бронзе, даже в дереве.

Современников поражали ее честность и трудолюбие, строгость отношения к себе, упорство и недюжинная сила - не каждому по плечу рубить мрамор. Уже в первых ее работах угадываются черты зрелой манеры, ощутим удивительный для начинающего художника профессионализм. За человеком, обрисованным скупо и точно, встает его судьба /портрет деда, "Старая", "Марья"/. Свободная пластика близка импрессионизму в живописи, но служит не заострению на миг состояния модели, а передаче постоянных качеств человека, погружению во "внутреннее пространство" души.

Весь дальнейший путь мастер, "сомневаясь и мучаясь невыразимостью задуманного, движется к символизму, к органическому слиянию импрессионизма и модерна", - считает Дмитрий Сарабьянов. По его мнению, "важным отличием, отделявшим Голубкину от импрессионизма, выступал мифологизированный герой, плоть от плоти символизма начала ХХ столетия".

Тяготея к обобщенным образам, в своих портретах-типажах она несла глубокую правду, основанную не на случайно увиденном, а на пережитом, оживленном ассоциацией и пластической метафорой. Критики видели в голубкинском искусстве кристаллизацию единого чувства "российской тоски", где заключено и "чаяние недалекой и великой бури".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала