Как сообщил корреспонденту РИА "Новости" пресс-атташе посольства России в Хельсинки Артем Семенов, сразу после вступления Финляндии в ЕС и в Шенгенскую зону возник вопрос о правомерности безвизового посещения финнами Выборга и Санкт-Петербурга, поскольку россияне таким правом при посещении финских городов не пользуются.
По его словам, 16 августа посольство РФ обратило внимание финской стороны на то, что в соответствии с российским законодательством и международной практикой статусом безвизовых круизов могут пользоваться только суда, которые посещают не менее двух иностранных портов. Этот демарш был связан прежде всего с тем, что с 28 августа финская судоходная компания "Силья Лайн" планировала открыть морское пассажирское сообщение по маршруту Хельсинки - Санкт-Петербург с оформлением туристических групп по упрощенной схеме безвизового туризма.
Однако, как отметил российский дипломат, финский МИД, ореагировал на это с опозданием - только 27 августа, и открытие круизного маршрута было сорвано. Кроме того, были отменены групповые безвизовые поездки для финской судоходной компании "Кристина Круйзер" по Сайменскому каналу с заходом в Выборг.
Запоздалую реакцию Финляндии заведующий паспортно-визовым отделом МИД этой страны Юхани Ниемеля объясняет тем, что "Финляндия не имеет права заключать двусторонние соглашения с Россией, так как на нее распространяется юриспруденция ЕС и Шенгенской зоны".
Исходя из этого, финская сторона предлагает проводить не переговоры, а "встречи", на которых можно было бы находить возможные компромиссные выходы из положения. В качестве примера в интервью финскому агентству "СТТ" Юхани Ниемеля назвал "прокладку таких круизных маршрутов, которые подпадают под юриспруденцию международного морского права, направленного на облегчение судоходства".
Практику организации безвизовых поездок финских туристов в Выборг, Санкт-Петербург, Ленинградскую область и в Карелию начали внедрять с начала 1990 годов для облегчения развития сотрудничества между сопредельными территориями. Минувшее десятилетие показало правильность избранного пути. Об этом, в частности, свидетельствуют возросшие показатели торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. По мнению экспертов, финские инвестиции в строительство очистительных сооружений Санкт-Петербурга, в повышение безопасности Ленинградской АЭС, участие Финляндии в крупных экономических проектах по развитию северо-запада России во многом были связаны с простотой оформления поездок.
В результате возникшей сейчас визовой неразберихи в первую очередь пострадали бизнесмены. Выборгский предприниматель Андрей Середа в беседе с корреспондентом РИА "Новости" сказал, что сразу после приостановки безвизового въезда финских туристов снизились поступления в кассы магазинов, ресторанов, гостиниц Выборга - города, который во многом живет за счет туризма. "Остались только финские бензиново-сигаретно-водочные челноки, у которых есть визы, но которые приезжают в Россию не для того, чтобы знакомиться с великой русской культурой", - отметил он.
Пострадали и финские туристические фирмы, по мнению которых теперь среднестатистического финна, то есть туриста, который отправляется в путешествие тратить деньги, теперь будет гораздо труднее подвигнуть на идею провести отпуск в России.
Как считают в Финляндии, ужесточение позиции России в вопросе о визах может быть связано с желанием московских чиновников "доходчиво" объяснить Хельсинки необходимость скорейшего решения Калининградской проблемы. На бытовом же уровне высказывается мнение, что таким образом российские консульские службы решили увеличить поступление в казну доходов за счет выдаваемых виз.
Так или иначе, в преддверии намеченных на четверг российско-финских консультаций в Москве заявляют о стремлении "максимально содействовать упрощению связанных с пересечением границ формальностей - в пределах, допустимых законами Российской Федерации и международными обязательствами нашей страны".
При этом в МИД России подчеркивают готовность российской стороны рассмотреть возможность установления упрощенного порядка въезда в Россию пассажиров финских судов, в том числе круизных, но - "с учетом принципа взаимности".