Он напомнил, что существующее в настоящий момент Соглашение "О разграничении морских пространств СССР и США в Береговом и Чукотском морях" было подписано в 1990 году тогдашним главой МИД СССР Эдуардом Шеварнадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером. В результате этого Соглашения к США отошел район 200-мильной зоны СССР. "Продуктивность этой зоны оценивается специалистами Госкомрыболовства в 200 тыс тонн минтая ежегодно, и таким образом потери России, которая не может использовать ресурсы этой акватории, составляют более 200 млн долларов в год", - заявил сенатор. Кроме того, по его словам, проведенные исследования говорят о том, что районы, переданные по этому документу США, богаты нефтью и газом.
Назаров при этом напомнил, что российская сторона до сих пор не ратифицировала это Соглашение в отличии от американской.
В связи с этим Назаров подчеркнул, что члены Совета Федерации считают необходимым подготовить новый документ, который "защищал бы национальные интересы как России, так и США". Уже в этом месяце группа российских сенаторов намерена встретится со своими американскими коллегами и обсудить новый вариант Соглашения. "Американская сторона готова к консенсусу в этом вопросе", - полагает Назаров.
Председатель международного комитета верхней палаты Михаил Маргелов также выразил надежду на то, что США проявят понимание в этом вопросе и совместно с российской стороной выработают приемлемый для обеих стран текст документа. Маргелов напомнил, что за последние 1,5 года Совету Федерации удалось установить с американскими сенаторами конструктивные отношения в сфере решения целого ряда важных вопросов.
Вместе с тем Назаров, отвечая на вопрос журналистов, не исключил, что если все же консенсус с США не будет достигнут, российской стороне придется обратиться в суд для признания подписи Эдуарда Шеварнадзе под Соглашением от 1990 года не действительной. "Речь идет о защите прав России", - напомнил Назаров, заявив, что для признания подписи Шеварнадзе недействительной достаточно обращения и в российский суд.
Вместе с тем, он особо отметил, что обращение в суд возможно лишь в том случае, "если не удастся найти взаимоприемлемое решение и консенсус с американской стороной".