11 ноября в Копенгагене должен открыться очередной саммит Россия - ЕС, на котором калининградский вопрос будет главным. Специальный представитель президента России по проблемам Калининградской области Дмитрий Рогозин, завершающий поездку по европейским странам, дал понять местным политикам, что если к этому сроку взаимоприемлемое решение не будет найдено, то саммит может оказаться под угрозой срыва.
Впрочем, у европейцев времени даже еще меньше - уже 18 сентября ожидается доклад Еврокомиссии, в котором должна быть сформулирована официальная позиция ЕС по калининградскому вопросу.
Стремясь найти оптимальные развязки калининградского узла, Россия продолжает предлагать европейским партнерам все новые инициативы. В специальном послании, которое Дмитрий Рогозин представил в европейских столицах, президент Владимир Путин предложил европейцам вместе двигаться к общему безвизовому пространству - "во имя мирной Европы без разделительных линий". Как пояснил вчера вечером после встречи с руководством ЕС в Брюсселе Дмитрий Рогозин, Россия таким образом предлагает решение калининградской проблемы, которое не нарушает законодательства Евросоюза.
Саму калининградскую проблему российский президент предлагает рассматривать "в широком контексте европейского выбора России, общеевропейской безопасности и сотрудничества". Итогом могла бы стать полная свобода передвижения через общие границы России и ЕС.
Очевидно, это дело не одного дня и даже не нескольких лет. Но как стратегическое направление движения, разделяемое всеми сторонами, идеал безвизовой Европы вполне может стать ключевым ориентиром при решении многих частных задач. И прежде всего - проблемы Калининградской области.
Окончательные предложения к копенгагенскому саммиту Россия готовится представить через несколько недель, однако уже сейчас можно наметить некий баланс позиций: к чему стремится Европа, что предлагает Россия и каков может быть общий результат.
В последние годы вопросы иммиграции и иммигрантов занимают все более значительное место в повестке дня Европейского Союза.
Выходцев из третьих стран в объединенной Европе десятки миллионов. И хотя в целом это идет на пользу европейской экономике, возникают и проблемы.
Иммиграция в Европе многогранна и многолика. С одной стороны - это рабочие руки, услуги, знания и опыт законопослушных иностранцев, без которых лидерам европейской интеграции было бы трудно удержать достигнутые экономические показатели. Но с другой стороны - это еще и теневой оборот наркотиков, преступность, напряженность на межэтнической и религиозной почве.
Как показали последние годы, иммиграция бывает не только легальной, добропорядочной и законопослушной - случаев, когда в шенгенскую зону въезжают по краткосрочной туристической визе, а потом годами занимаются в Европе криминальным бизнесом, немало. И, как ни трагично, это еще не самый худший вариант - в последнее время об иммиграции все чаще говорят в связи с проблемами борьбы с международным терроризмом.
Словом, иммиграция - это не просто дежурная политическая тема на официальных мероприятиях. Значительная часть рядовых избирателей в Европе настойчиво требует покончить с нелегальной иммиграцией, а легальную ограничить и упорядочить. Игнорирование или просто недостаточное внимание к этим требованиям - прямая дорога к поражению на выборах, что подтвердил, например, весенний провал социалистов во Франции.
В конце июня в испанской Севилье состоялся саммит Европейского Союза, на котором проблема иммиграции была главнейшей. Рассматривался и вопрос Калининграда. Выводы европейских политиков применительно к российскому анклаву на Балтике трудно толковать двояко: визы и только визы. Возможно, какой-то облегченный вариант, но все же не меняющий сути: европейские чиновники хотят иметь информацию обо всех, кто находится на их территории - будь то арабский миллионер из Саудовской Аравии или старушка из-под Смоленска, везущая на поезде в Калининград лукошко яблок.
Россию такой подход не устраивает. Мы никогда не голосовали за шенгенские барьеры, почему же они должны делить нашу страну на части? - спрашивают в Москве.
А ведь кроме того, вопросы безопасности небезразличны и нам. Нелегальная иммиграция, порядок на границах заботят Россию, не меньше, чем ее западных соседей. Так не лучше ли закончить препирательства и объединить усилия? Если, конечно, мы на самом деле стратегические партнеры и движемся в одном цивилизационном направлении.
Готовы ли разделить эту логику лидеры Европейского Союза? Ответ пока не ясен. Для многих из них, судя по многим высказываниям, вопрос Калининграда до сих пор всего лишь технический, нечто вроде заурядной пограничной гигиены.
Зато для России Калининград и его будущее - это прежде всего стратегия большой европейской политики.
Понятно, что без сближения позиций в сторону общего понимания проблемы разговор скорее всего будет постоянно заходить в тупик. А времени остается не так много.