Как ни странно, это не поэтический эпитет, а вольный перевод персидского слова "абрбанди" - "связанное облако". Именно так называли свое древнее ремесло местные ткачи, пояснили РИА "Новости" сотрудники Пушщкинского музея. Секрет эффектной живописности среднеазиатских шелков заключался, прежде всего, не в необычных узорах или сочетаниях цветов, а в особой технике нанесения декора на ткань. Нити основы перевязывали так, чтобы получился задуманный рисунок, и последовательно окрашивали. В Европе же и ткани с подобным орнаментом, и техника обозначались термином "икат".
Икаты - шелковые, полушелковые и хлопчатобумажные ткани с характерными "размытыми" узорами - встречаются в разных регионах вдоль Великого Шелкового пути. Но хотя впервые икаты появились в Индии или Китае, лишь в Средней Азии их выделка достигла совершенства. Центрами производства абровых тканей - икатов в 19-м веке были города Ферганской долины, а также Самарканд, Бухара, Хива. Там шили дорогие платья, парадные халаты, мужские и женские, равно как покрывала, скатерти и одеяла.
Когда европейцы в позапрошлом столетии открыли для себя столь яркое художественное явление, как среднеазиатские икаты, последние быстро стали предметом собирательства. Уже с конца ХIХ века икаты /абровые ткани и одежда, сшитая из них/ поступали в музейные собрания России и Западной Европы.
Тем не менее, коллекцию Таира Таирова специалисты признают уникальной, а в музее демонстрируется небольшая часть его обширного собрания икатов из Средней Азии. В экспозиции - праздничные халаты из традиционной полушелковой ткани адрас, халаты из такой же ткани с геометрическими рисунками - бекасаба, образцы одежды из чистого шелка - шойи, бархатные халаты и ткани.
Большинство экспонатов относится к ХIХ веку - периоду расцвета шелкоткачества, но есть и предметы более ранней и поздней эпох - второй половины ХVШ века и начала ХХ века, когда традиционное искусство текстильщиков клонилось к закату.
Владелец коллекции корнями связан с Ташкентом, где жила его семья: дед - ученый улем /богослов/, отец - член первого советского правительства Туркестана. Среди родных по материнской линии многие владели каким-либо ремеслом: вышивали, ткали, шили тюбетейки.
В 1986 году доктор международного права профессор Таиров оставил работу во Всемирном Совете мира и обратился к произведениям традиционной культуры. Показ его собрания подтвердит слова немецкого этнографа Карутца, написавшего о Средней Азии: "Большего богатства красок не являет ни одна народная жизнь в мире, более тонкого и выразительного чувства колорита - никакая этнографическая картина земного шара по сравнению с городами Туркестана".