> Пока королевская семья хранила гордое молчание, казалось, вся 60-миллионная страна вышла на улицы в спонтанном порыве скорби. Утонул в цветах и свечном воске Кенсингтонский дворец - последнее прибежище опальной принцессы после ее развода с наследником престола принцем Чарльзом. Люди несли цветы, открытки, детские игрушки, трогательные послания любви, горя и сострадания к любому месту, ассоциировавшемуся в народной памяти с Дианой. Десятки тысяч людей, не стыдясь слез, часами стояли в очередях, чтобы расписаться в книгах соболезнований, открытых в муниципалитетах и супермаркетах.
Сила всеобщих эмоций сломала даже освященный вековыми традициями ритуал отпевания в Вестминстерском аббатстве: впервые под сводами главного собора англиканской церкви звучала светская музыка - песня "Свеча на ветру", прощальный привет Элтона Джона.
Пять лет спустя смерть Дианы не изгладилась из народной памяти - неделю назад участники социологического опроса назвали ее трагическую гибель самым значительным событием в истории страны за последнее столетие, более важным, чем начало двух мировых войн. И за несколько дней до печальной даты букеты цветов снова появились у решетки Кенсингтонского дворца.
Память осталась, но боль притупилась и эмоции утихли. Не слышно больше призывов увековечить "народную принцессу" зданием, памятником, мемориалом. Лишь ее полузабытая всеми престарелая мать, Фрэнсес Шэнд Кидд публично возмутилась, что через пару лет ее дочь будет олицетворять некий бассейн в столичном Гайд-парке, сооруженный по американскому проекту.
Равным образом и в Париже лишь группы туристов и оставленные ими надписи напоминают у места трагедии о том, что произошло. Нет даже самой скромной мемориальной таблички и паломники покидают место гибели в полной уверенности, что торчащая поблизости выкрашенная золотой краской копия факела статуи Свободы - и есть памятник чужеземной принцессе.
За пять лет харизма и популярность Дианы не потускнели, плодя все новые попытки нажить на них капитал. Вот и теперь ее бывший охранник подгадал к юбилею выпуск мемуаров, раскрывающих альковные тайны принцессы. На голубой экран выпущена пошловатая телеопера, где шесть действующих лиц на фоне документальных кадров попеременно и все вместе воспевают Диану, а в одной из сцен ее экзальтированный поклонник снимает проститутку, раздевает ее и укладывает среди свечей, что должно свидетельствовать о его безутешном горе и любви.
Пять лет спустя родители Анри Поля, французского шофера "мерседеса", все так же пытаются опровергнуть официальную версию, что он был пьян в момент аварии. Отец Доди аль-Файеда, египетский миллиардер Мохамед аль-Файед по-прежнему уверен, что его сын и его возлюбленная стали жертвами заговора королевской семьи и секретных служб, стремившихся не допустить возможный брак принцессы с мусульманином.
После нескольких лет безуспешных попыток полиция прекратила поиски белого "фиата", который, по свидетельствам очевидцев, "подсек" "мерседес" перед тем, как тот врезался в столб. И все так же не разгадана тайна фотографий, сделанных репортерами в ночь на месте трагедии. Об их существовании знают все, но до сих пор их не видел почти никто, а публикации единичных снимков погибших в туннеле у моста Альма, например в немецком таблоиде "Бильд" или американских "Нэшнл инкуайерер" и "Глоб", признаны фальшивками.
Когда-нибудь снимки увидят свет, когда-нибудь будут раскрыты и другие тайны, окружающие трагедию 31 августа 1997 года и все, что ей предшествовало. Вряд ли эти открытия убавят или прибавят что-то к искренним чувствам миллионов людей, которые и сегодня продолжают находиться под обаянием "народной принцессы".