Матильда Кшесинская была рождена для танца, театра и интриг. Она была самой первой дамой Императорского русского балета и приближенной к царской семье особой. Однако особое положение при дворе - далеко не главная причина театральных успехов балерины. Ею двигало честолюбивое стремление быть первой не только в свете, но и в балете. Прожигательница жизни, она действительно была очень талантлива. И даже после очередного ночного веселья быстро приходила в норму и потрясала зрителей техникой танца и мимической игрой.
Ее карьера началась в марте 1890 года, когда в Императорском Театральном училище проходил выпускной экзамен, на котором она танцевала па-де-де из "Тщетной предосторожности". Именно тогда к ней подошел Александр Третий и сказал: "Будьте украшением и славою нашего балета". И с тех пор Матильда задалась целью оправдать сказанное государем. Вскоре она первой из русских балерин освоила классическое па, привезенное в Россию итальянскими балеринами-гастролершами.
Ее танцем восхищался весь Петербург. В официальных кругах о ней говорили только помпезно-восторженное, а в кулуарах - о ее длительном романе с цесаревичем Николаем /будущий император Николай Второй/ и о других любовных интригах.
"Мадам Семнадцать" /так ее называли в европейском обществе, потому что, играя в рулетку, она ставила на "17" и почти всегда выигрывала/ - была и осталась одной из великих прим нашего балета.