Эта новость особенно обрадует Тараи Баи, 36-летнюю индийскую женщину. Ей ли забыть ночь на 3 декабря 1984 года, когда этот завод по производству пестицидов выбросил в атмосферу гигантское ядовитое облако. Ветер дул с севера на юг, со стороны завода на скопление жалких хижин, где ютились местные рабочие и тысячи тех, кто мечтал устроиться в этот американский рай.
Тараи Баи была на третьем месяце беременности. Она потеряла ребенка. Ядовитый газ сжег ей легкие. Женщина никогда не сможет иметь детей, страдает от постоянной дыхательной недостаточности, неврологических заболеваний и частично ослепла. И еще благодарит Бога, что был к ней милостив.
Потому что в ту страшную ночь 3 тыс людей погибли сразу, еще 20 тыс - в ближайшие месяцы, а число жертв с мрачной судьбой Тараи Баи превышает 150 тыс человек. Перед этой трагедией бледнеет Чернобыль. В Бхопале стряслась самая масштабная, самая смертоносная техногенная катастрофа в истории человечества.
Самое поразительное во всем этом: никто до сих пор не наказан. За минувшие десятилетия никто не мобилизовал общественное мнение, чтобы опустить меч правосудия на головы виновных, компенсировать родственникам погибших их утрату, а пострадавшим, но еще оставшимся на этом свете - непоправимый ущерб их здоровью.
Сама память о массовом отравлении в Бхопале тщательно стирается, как опытный преступник стирает с рукоятки ножа кровавые отпечатки. Ведут ли крупнейшие информационные организации мира эту тему, как они ведут, скажем, Чернобыль или события 11 сентября? За редким исключением - нет.
А ведь в Бхопале погибли по меньшей мере в 7 раз больше людей, чем в Нью-Йорке при атаке на здания Международного торгового центра.
Причем бхопальское преступление квалифицируется решением индийского суда, вынесенным в среду, как "умышленное убийство", а отнюдь не "преступная халатность", как хотелось бы высоким официальным покровителям американского химического гиганта "Дау Кемикал", поглотившего "Юнион Карбайд".
Главный исполнительный директор "Юнион Карбайд" тех лет Уоррен Андерсон до сих пор не предстал ни перед одним судом ни в одной стране, чтобы объяснить, почему на заводе отключались один за другим предохранительные устройства, предназначенные как раз для предотвращения такой трагедии. Хотя объяснить можно было бы одним предложением: отключения производились, чтобы повысить прибыльность производства пестицидов.
Таким образом в Бхопале произошла гнуснейшая разновидность массового человекоубийства - ради прибыли.
В 1992 году индийские власти выдали ордер на задержание Андерсона, что представляло собой достаточное основание для его экстрадиции в Индию. Но власти США игнорировали запрос индийской стороны. Они не арестовали Андерсона, более того дали ему шанс благополучно сгинуть. За двадцать лет американские спецслужбы и прочие розыскные органы и пальцем не пошевелили, чтобы напасть на его след.
Правители развитых демократий ведут себя так, будто жизнь человека, живущего в "нецивилизованной стране", дешевле жизни их собственного гражданина. А чужая боль не идет у них ни в какое сравнение с элитной болью их соотечественников.
Трудно не придти к мысли, что в этом равнодушиии отражается как в капле воды, центральная, вопиющая несправедливость нашей эпохи. Похоже, во многом поэтому на улицы столиц выплескиваются демонстрации сотен тысяч антиглобалистов. Похоже, во многом поэтому на проходящем в эти дни Саммите Земли в Йоханнесбурге бедным странам так трудно найти понимание у стран богатых.
Может быть, именно тут скрыто также частичное объяснение истоков той ненависти, которая бросила 11 сентября самолеты на таран в Нью-Йорке и Вашингтоне.
"Разве мог Джордж Буш допустить, чтобы бывшему главному исполнительному директору престижной американской мультинациональной корпорации угрожала процедура экстрадиции, начатая страной третьего мира?" - спрашивает Доминик Лапьер, соавтор книги "Пять минут после полуночи в Бхопале", посвященной индийской трагедии. В ответе нет нужды. Мир его знает.
"Юнион Карбайд" исчезла из Индии тогда же, в 1984 году, оставив на месте брошенного завода сотни тысяч тонн ядовитых отходов. Эти горы яда медленно просачиваются в подземные воды, питающие колодцы окрестных индийских деревень. Отравленных газом травят вторично.
Конечно, если уж не правительство США, то исполин "Дау Кемикал", нынешний правопреемник "Юнион Карбайд", мог бы принять на себя ответственность за террористическую атаку на четверть миллиона жителей Бхопала, на экологию центрального штата крупнейшей азиатской державы. Природа ждет ликвидации очага химического заражения. Жертвы - медицинской помощи и компенсации.
И среди них, между прочим, сотни тысяч мусульман.