> При этом, по имеющимся оценкам, только на рынках Западной Европы в ближайшие 5 лет спрос на уголь увеличится на 30 млн тонн. В этой связи в октябре планируется провести совместное заседание коллегии Минтранса и МПС, на котором будут рассмотрены проблемы развития морских портов и подходов к ним.
Россия имеет 3 "окна" для экспорта угля через морские порты - на Дальнем Востоке, Северо-Западе и Юге.
В Дальневосточном регионе мощность единственного в России специализированного портового комплекса по перевалке угля в порту Восточный была доведена до 12 млн тонн в год. С целью обеспечения ожидаемого роста объемов угольного экспорта в Южную Корею и Тайвань разрабатывается проект третьей очереди комплекса.
В порту Ванино начата подготовка к строительству угольного терминала мощностью 6 млн тонн. Таким образом, к 2010 году мощности портов Дальнего Востока позволят экспортировать до 26 млн тонн угля в год.
В Северо-Западном регионе в порту Усть-Луга в прошлом году введен пусковой комплекс мощностью 1 млн тонн. В 2003 году планируется окончание строительства второго пускового комплекса мощностью 3 млн тонн с последующим ее увеличением до 8 млн тонн.
Планируется также нарастить объемы экспортируемого через порт Мурманск угля с 5,9 млн тонн в 2001 году до 7 млн тонн в 2003 году. Таким образом, через Северо-Западный бассейн к 2005 году предполагается экспортировать до 15 млн тонн угля в год.
В перспективе через Южный бассейн может экспортироваться еще до 6 млн тонн угля.
Вместе с тем в Минтрансе считают, что развитие экспортных мощностей угольных терминалов российских портов должно сопровождаться взвешенной тарифной политикой. При этом нужно исходить из того, что шахтерам Кузбасса должно быть в равной степени выгодно экспортировать угли как через порты Северо-Запада, так и Дальнего Востока, подчеркивется в докладе.