Сенатор Лугар, один из соавторов американской программы "Совместного уменьшения угрозы", больше известной у нас в стране и за рубежом, как программа Нанна-Лугара, уже побывал в Северодвинске, где на судостроительном заводе "Звездочка" начал действовать построенный на выделенные США средства комплекс по выгрузке тепловыделяющих сборок из атомных реакторов стратегических подводных лодок. Он также посетил судоверфь под Мурманском, где ознакомился с процессом утилизации ядерных субмарин на заводе "Нерпа", побывал в биологическом институте в Москве, где продолжают разработку эффективных вакцин против сибирской оспы, съездил под Нижний Новгород, в поселок Суроватиха на базу ликвидации, в частности, самых тяжелых российских жидкостных межконтинентальных баллистических ракет стратегического назначения - двухсоттонных SS-18 "Сатана" по западной классификации.
На уничтожение российского ОМП американский конгресс уже несколько лет подряд выделяет немалые деньги. По подсчетам Вашингтона, выделено не менее полутора миллиарда долларов. И это вовсе не благотворительность, а, как считают сами американцы, голый прагматический расчет: если Россия ликвидирует свои стратегические арсеналы, они никогда не будут угрожать США.
Большая часть выделенных конгрессом средств пошла на создание надежного контроля за сохранностью и безопасностью ядерного оружия, которое размещено на базах и арсеналах 12-го Главного управления министерства обороны России, единственного в нашей стране "владельца" всех ядерных боезапасов. По программе Нанна-Лугара оно получило, в частности, 300 компьютеров для создания системы автоматического учета спецбоеприпасов. Кроме того, российской стороне предано около десяти "Полиграфов", больше известных как "детекторы лжи", для проверки персонала, занятого на ответственной работе и пять комплектов аппаратуры для проверки тех же людей на употребление наркотиков. И еще мы получили от американцев сто особо защищенных железнодорожных вагонов для перевозки головных частей ракет и 18 вагонов для сопровождающего их караула и другое оборудование.
Российская сторона, как сказал в беседе с обозревателем РИА "Новости" начальник 12-го Управления генерал Игорь Валынкин, благодарна за помощь заокеанских партнеров по разоружению. Но сегодня перед Россией особенно остро стоит вопрос об уничтожении химического оружия. Его у нас накоплено 40 тысяч тонн. Кроме того, по Конвенции о запрещении химического оружия перед нашей страной стоят обязательства ликвидировать его запасы к 2007 году.
Большую помощь здесь нам оказывают многие государства. В первую очередь, Германия и другие страны Евросоюза. При их финансовой поддержке уже построена первая очередь объекта по утилизации запасов люизита в поселке Горный Саратовской области. В декабре там же будет запущена линия по детоксикации и ликвидации запасов другого кожно-нарывного отравляющего вещества - иприта. Но есть проблемы со строительством подобного объекта в поселке Щучье Курганской области, где хранится 5400 метрических тонн фосфорорганических отравляющих веществ нервно-паралитического действия зарин, зоман и VX-газы, запрятанные в боеголовки ракет, артиллерийские снаряды и мины.
Помочь нам со строительством этого объекта обязались американцы. И хотя на встрече в Канаде лидеры "восьмерки" пообещали выделить России в ближайшие десять лет 20 млрд долларов на ликвидацию запасов оружия массового поражения, из которых 10 миллиардов собирается выделить Вашингтон, последние годы конгресс США постоянно отказывает в предоставлении запланированных средств. Американские представители утверждают, что Россия не полностью выполнила свои обязательства по объявлению абсолютно всех запасов химического оружия и предоставлению сведений, что и как собирается делать с конечными продуктами переработки отравляющих веществ. Об этом на презентации объекта в Горном обозревателю РИА "Новости" напомнил представитель США генерал Томас Кенинг.
Генеральный директор Агентства по боеприпасам, организации, ответственной за ликвидацию химического оружия в нашей стране, Зиновий Пак решительно отметает эти претензии. Он называет их безосновательными. "У нас,- говорит он,- нет никаких других боевых отравляющих веществ, кроме заявленных. И свои планы мы давно передали американцам. Если они не хотят нам помогать, пусть так прямо и скажут. Мы справимся сами. Не надо только наводить тень на плетень".
О проблеме арсенала в Щучьем Курганской области, наверняка, говорили на своей встрече министр обороны Сергей Иванов и сенатор Ричард Лугар. Может быть, в более дипломатических выражениях, чем позволил себе Зиновий Пак. Но сути дела это не меняет. В России хотят ясности. А с этим у наших партнеров, несмотря на уже оказанную помощь, видимо, есть небольшой дефицит.