Количество снимаемых фильмов (с учетом телесериалов) приближается к 200 - вполне неплохая цифра. А количество кинофестивалей даже выходит за рамки приличий. Сегодня друг с другом конкурируют: "Кинотавр", "Киношок", выборгский фестиваль "Окно в Европу", ежегодный международный кинофестиваль в Москве, фестиваль анимационного кино, фестиваль документального кино "Флаэртиана" на Урале. И это далеко не все.
Этот год отмечен блистательными победами и фильмами отечественного производства. Александр Сокуров в очередной раз удивил киномир своим фильмом "Русский бал", снятым в формате реального времени без единой склейки... И хотя жюри в Каннах отвело глаза, фильм уже вошел в историю кино. Значительный успех (с оттенком триумфа) сопровождает фильм Александра Рогожкина "Кукушка", у него на счету уже две победы - приз Московского международного фестиваля и фестиваля в Выборге. Мрачный шедевр сняла Кира Муратова, и хотя ее фильм "Чеховские мотивы" снят на украинские деньги, публика чтит ее по ведомству российского кино. К этому списку можно добавить еще хотя бы две заметных ленты - страшный правдивый фильм о чеченской войне "Война" Александра Балобанова и сюрреалистическую притчу Юрия Грымова "Коллекционер".
И все же увидеть наше кино весьма непросто. Все дело в том, что система кинопроката совершенно вышла из-под контроля наших киношников, да и само Госкино, имевшее министерский статус стало подразделением министерства культуры. Попав в сферу влияния долгосрочного американского проката, условием которого являются именно длительные контракты, наши прокатчики делают деньги. А, например, во Франции каждый американский фильм облагается процентом отчислений на нужды французского кинематографа...
Из-за отсталости техники, даже в столице негде увидеть новый фильм Сокурова, снятый в обновленной технической манере. Хотя такие кинотеатры как "Ролан" или новый мультиплекс "Формула кино" соответствуют европейскому уровню.
Не способствует прочности кино раздрай между двумя академиями киноискусства, одну из которых возглавляет группа во главе с Юлием Гусманом, а другую - наш новый председатель Союза Никита Михалков. Его премия "Золотой орел", отметив действительно достойных людей - режиссеров Андрея Тарковского, Федора Хитрука, актеров Георгия Жженова с Татьяной Самойловой (плюс композитор Мишель Легран), внесла сумятицу в систему отечественных приоритетов. Не может быть двух высших наград в одной стране.
Ситуацию художественного хаоса усугубляет поток наших телесериалов, где все еще царит установка на успех мыльных опер в духе латиноамериканского кино. И хотя все персонажи - типичные славяне, везде видны мелодраматические уши мексиканских сериалов. Но и тут есть исключения, сериал "Менты" и "Дальнобойщики" отражают уже нашу ментальность, а запущенные серии по истории отечества, например, "Крах империи", который снимают для ОРТ, скорее всего усилят присутствие нашей жизни на американском экране отечественного ТВ.
Одним словом, оживление в кино налицо, сюда пошли довольно крупные деньги, здесь по-прежнему узел амбиций и упований судьбы, конкурс во ВГИК по-прежнему самый большой в Москве, а народ вернулся в кинозалы.