Как передает корреспондент РИА "НовостИ", строгое и лаконичное название экспозиции под стать фотоснимкам - черно-белым, слегка размытым, словно тающим в тумане времен. Модели построенных и не созданных зданий, скульптура старых российских мастеров и копии шедевров европейских наплывают на зрителя из залов старой Академии - из глубины столетий. Что значат они в нынешней действительности, может ли сегодняшний россиянин обрести утраченную гармонию "золотого века", способен ли в суматохе буден оглянуться на вечность - этих проблем коснулась Жерновская. Но внимательного зрителя выставка убедит, что в объектив автора попало гораздо больше, чем образцы классического искусства, - поиски созвучия между классикой и актуальным художественным процессом. Они присущи романтикам - "новым академистам", к которым принадлежит 30-летняя художница с фотокамерой в руках.
В судьбе двух академий, разных и по статусу, и по творческим принципам, заметно сходство даже при разнице в возрасте - без малого два с половиной столетия. Обе - воплощенная мечта, попытка найти идеал на земле. "Академию трех знатнейших искусств" учредил в Санкт-Петербурге в 1757 году просветитель и меценат, елизаветинский фаворит граф Иван Шувалов, проживший недолго, но успевший сделать много добра. Существовала она 160 лет и была закрыта приказом Совнаркома в 1918 году. Новую Академию - НАИИ - основал в 1989 году легендарный ныне, тоже рано ушедший из жизни Тимур Новиков, не прервавший занятий искусством даже после потери зрения. Правда, здание "старшей" из академий, возведенное зодчими Валлен-Деламотом и Кокориновым, - признанный шедевр архитектуры классицизма, а у "младшей" академии нет своего дома вовсе. Поэтому ее студентам, словно ученикам Платона, приходится пополнять образование, бродя не по садам Афин, а по залам музеев, в том числе того, что находится под крышей ИАХ. По словам куратора выставки Юрия Аввакумова, "студенты Новой Академии ощущают себя в Академии старой пришельцами из другого мира, а подчас - призраками в зазеркалье: в здании реальной академии они встречаются не с реальными образцами искусства, а с копиями скульптуры и архитектуры - слепками и макетами, тоже своего рода привидениями".