Как спасти ее, Землю, от нас, разрушительных, хищных, грязных, не помнящих родства с природой землян? Или, говоря прозаичнее, как попытаться потеснить нищету в бедных странах, не искалечив еще больше окружающую среду? Такова главная проблема, над которой будут размышлять в течение 10 дней более 100 лидеров, - включая Михаила Касьянова, прибывших в Йоханнесбург в сопровождении 40-тысячного эскорта экспертов и советников.
С каким бы энтузиазмом не приступило к дебатам столь светлое собрание умов, ему будет трудно разогнать нависшее над конференцией мрачное облако неуверенности и разочарования.
Десять лет назад на точно таком же форуме в Рио-де-Жанейро мировые лидеры подписали замечательные, проникнутые напряженной научной мыслью документы, нацеленные на то, чтобы защитить планету от грозных изменений климата, облысения лесов и вымирания животного мира. И что же? Высокопарные надежды обернулись несбывшимися обещаниями. Земля становится биологически беднее и грязнее с еще большей скоростью, чем десять лет назад.
Вымирание растений и животных нарастает, считает Фрэнсис Салливен, директор по проблемам консервации международной экологической организации "Всемирный фонд дикой природы". "С 1975 года мы потеряли треть биологических сокровищ планеты, и нет никаких свидетельств, что наши усилия и разговоры после форума 1992 года затормозили этот процесс", - мрачно констатирует он.
Глобальные темпы уничтожения тропических лесов остаются на уровне начала 1990-х годов, то есть 1 процент в год. Это значит, что восседая десять лет на принятом в Рио документе "Заявление о принципах по лесам", человечество равнодушно рассталось с десятой частью своего тропического лесного богатства. Таким образом, Саммиты Земли лишь вбивают колы, отмечающие очередную глобальную просеку. Еще 90 лет, и вбивать станет незачем.
Но этого нам, ненавистникам природы, мало. В упоении от своей якобы высокой цивилизации, в угаре восторга от компьютеров и Интернета мы довели 65% пахотных земель до того, что они потеряли свои биологические и физические свойства. 60% мировых рыболовных зон считаются эксплуатируемыми до предела или уже истощенными. 27% коралловых рифов планеты уже уничтожено, еще 32% могут погибнуть к 2032 году. Потребность в пресной воде удваивается каждые 21 год.
Похоже, у крупнейшего британского ученого-эколога, профессора Джеймса Лавлока были все основания бросить нам своё отчаянное, отрезвляющее, как набат, обвинение:
- Люди так же приспособлены к роли завхозов Земли, как овцы - к тому, чтобы быть садовниками...
Понятно, что успех Саммита Земли зависит от сотрудничества между экономически бедными, но биологически богатыми странами так называемого Юга и экономически развитыми государствами индустриального мира. Но как вновь продемонстрировала подготовка к форуму в Йоханнесбурге, принципы и масштабы этого сотрудничества остаются главным камнем преткновения.
Юг добивается более осязаемой помощи и более широкого доступа на рынки развитых стран. Тем временем те не скрывают беспокойства: а что ждет наши собственные экономики, если мы распахнем ворота навстречу их требованиям?
Через экологических активистов и организации гуманитарной помощи, а порой и напрямую страны Юга обвиняют правительства Запада и транснациональные компании в сговоре, нацеленном на саботаж сколько-нибудь действенных международных решений. Но даже если новые эффектные решения и будут приняты, пить шампанское рано. Они не имеют обязывающей силы, и мало что может помешать влиятельному государству наступить на них ногой.
Наблюдатели придают символическое значение тому, что Саммит Земли игнорирует президент США - страны с наиболее развитой экономикой и с наиболее тяжкой виной за загрязнение окружающей среды.
Американская обособленность, своего рода экологический эгоизм уже дали о себе знать, когда администрация Буша вышла из Киотского протокола по проблеме потепления глобального климата. Сегодня в Йоханнесбурге история, похоже, повторяется: США, как сообщают мировые агентства, отказываются согласиться с четким хронологическим расписанием акций, таких, как, скажем, сокращение количества людей, живущих в условиях ниже санитарных норм.
Всё это, конечно, не умаляет значения очередного Саммита Земли. Из дебатов рождается действие, каким бы робким оно поначалу не казалось. И, главное, понимание, что кризис экономического развития и экосистемы в одной стране способен повлечь за собой тяжкие последствия для других государств, если не всего мира.
Форум в Йоханнесбурге проходит в дни, когда, кажется, сама природа напоминает человечеству: отсиживаться по национальным квартирам - это глубокая архаика. Небывалые наводнения, обрушившиеся на пространства от Западной Европы до Китая, вызваны, по мнению многих ученых, "рукотворными" изменениями глобального климата.
Совместные усилия нужны сегодня не только для ликвидации последствий стихийных бедствий. Еще нужнее они для общей, долгосрочной борьбы с террором против природы. Террором, выдающим себя за экономическое развитие.
И мелькает одна мысль. Почему бы странам антитеррористической коалиции, изгнавшим "Талибан" и "Аль-Каиду" из Афганистана, не взять на себя в Йоханнесбурге инициативу воодушевить, сплотить и нацелить лидеров других государств на спасение Земли?
В конце концов, после событий 11 сентября на нашу планету уже нельзя смотреть просто как на коммуналку для двух сотен государств. Национальные интересы все больше определяются общей выгодой.