Рейтинг@Mail.ru
Ответы председателя правительства Российской Федерации М.М.Касьянова на вопросы китайской газеты "Жэньминь Жибао" и РИА "Новости" - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ответы председателя правительства Российской Федерации М.М.Касьянова на вопросы китайской газеты "Жэньминь Жибао" и РИА "Новости"

Читать ria.ru в

Уважаемый господин премьер, скажите, пожалуйста, что Вы ожидаете от седьмой регулярной встречи глав правительств Китая и России? И какие конкретные предложения, направленные на расширение торгово-экономического сотрудничества между нашими странами, будут выдвинуты на данной встрече с российской стороны?

- Седьмая регулярная встреча глав правительств России и Китая пройдет в условиях значительного подъема российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Третий год подряд высокими темпами увеличивается товарооборот, достигший в 2001 году рекордного показателя в 10,7 млрд. долларов. В первом полугодии текущего года его прирост составил около 20% и объем торговли достиг 5,5 млрд. долларов. Это дает основания рассчитывать, что по итогам года товарооборот выйдет на новый рекордный уровень.

Значительно повысилась активность на китайском направлении крупнейших российских компаний. В качестве примеров можно привести такие проекты, как строительство нефтепровода "Россия - Китай", участие ОАО "Газпром" в проекте создания транскитайского газопровода "Тарим - Шанхай", развертывание комплексного сотрудничества в алюминиевой промышленности и ряд других.

В последнее время отмечается возрастание интереса и со стороны крупнейших китайских компаний к развитию связей с Россией. Речь идет о поставках товаров (при этом стремительно растет удельный вес машинотехнической продукции), инвестициях в такие отрасли российской промышленности, как связь и телекоммуникации, лесная сфера, добыча полезных ископаемых (нефть и газ), развитие научно-технического сотрудничества.

В ходе предстоящих переговоров мы с моим коллегой премьером Чжу Жунцзи будем добиваться создания стабильных и предсказуемых условий развития сотрудничества на длительную перспективу. Эта тема затрагивает широкий круг весьма разноплановых вопросов двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Помимо этого планируем выдвинуть и ряд конкретных предложений, связанных с реализацией перспективных, с нашей точки зрения проектов. Это, например, поставки российских самолетов и вертолетов, сотрудничество в области автомобилестроения, а именно: создание совместных производств легковых и грузовых автомобилей, расширение взаимодействия в области энергетического машиностроения. Ожидаем, что и с китайской стороны также прозвучат интересные предложения по ряду направлений сотрудничества.

На прошлой нашей встрече в Санкт-Петербурге в сентябре 2001 года Премьер Госсовета КНР Чжу Жунцзи сравнил российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество с автомобилем, который прошел обкатку и вышел на скоростную трассу. На нынешней же встрече, если использовать этот образ, "этот автомобиль должен пройти ТО", чтобы повысить его скорость и надежность.

Господин премьер, как Вы смотрите на экономическую взаимодополняемость между Китаем и Россией на фоне интеграции мировой экономики?

- Считаю, что стратегическое партнерство России и Китая в экономической области уже сегодня стало свершившимся фактом. Интенсивность ведущегося диалога по вопросам торгово-экономического сотрудничества очень высока. В сферу наших общих интересов входят все новые направления и проекты сотрудничества.

Что касается взаимодополняемости наших экономик, то ее не следует понимать упрощенно без видения перспектив, над реализацией которых мы должны работать сегодня. По нашему мнению, взаимодополняемость означает активное использование производственной кооперации, обмен передовыми технологиями, развитие инвестиционного сотрудничества, совместное развитие транспортной системы.

По Вашему мнению, какие задачи являются первостепенными для улучшения общей обстановки торгово-экономического сотрудничества между нашими странами в нынешнее время? Какой потенциальный уровень торгового оборота между нашими странами может быть достигнут?

- Сейчас экономики России и Китая являются рыночными. Это означает, что для успешного продвижения совместных проектов необходима постоянная, тщательная и кропотливая работа, в первую очередь, заинтересованных российских и китайских предприятий и компаний. Задача же правительств двух стран заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для деятельности бизнеса.

В этой связи, на наш взгляд, одним из тормозов развития двусторонней торговли и экономического сотрудничества зачастую является отсутствие полной информации о потенциальных партнерах, законодательстве двух стран. Для решения этой проблемы необходимо использовать весь комплекс имеющихся средств от специализированных изданий до систем электронной передачи данных. В настоящее время Минэкономразвития России и Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества КНР уже ведут совместную работу по созданию российско-китайского интернет-сайта по вопросам торгово-экономического сотрудничества.

Другим важным вопросом является система взаимных расчетов между партнерами. Большинство коммерческих расчетов в настоящее время проводится через банки третьих стран, что усложняет и удорожает оплату за произведенные поставки. Необходима активная совместная работа по установлению прямых связей между банками двух стран.

Наконец, недостаточно развитой еще является транспортная инфраструктура, не всегда эффективно функционируют погранпереходы на российско-китайской границе.

Максимально быстрое решение этих и других проблем будет способствовать дальнейшему росту двустороннего сотрудничества, потенциал которого мы оцениваем как достаточно высокий.

Мы уверены, что у российско-китайских торгово-экономических отношений в целом очень хорошие перспективы. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в ближайшие несколько лет объемы взаимной торговли еще более возрастут. Только реализация совместных проектов в сфере нефти и газа, прежде всего ввод в эксплуатацию нефтепровода "Россия - Китай" мощностью 20-30 млн. тонн нефти в год, даст прибавку в размере нескольких миллиардов долларов.

Однако мы не должны находиться в плену магии цифр. При всей значимости количественных показателей еще более важной задачей становится перевод сотрудничества на качественно иной уровень, когда во главу угла встанет производственная кооперация, инвестиционное взаимодействие.

Дает ли большой шанс для быстрого подъема китайско-российского торгового оборота государственная политика интенсивного развития Дальнего Востока и Сибири РФ? Когда речь идет о развитии этих регионов, о возможном сотрудничестве между Китаем и Россией на рынке трудовой силы, некоторые российские средства массовой информации проявляют чрезвычайную чувствительность, опасаясь негативных политических результатов от такого сотрудничества. Господин Премьер, скажите, пожалуйста, как Вы комментируете подобные взгляды?

- Да, мы рассматриваем варианты сотрудничества с Китаем в развитии экономики Сибири и Дальнего Востока. Многое будет зависеть от характера и форм сотрудничества, которые смогут предложить китайские партнеры. Основными приоритетами в этой работе должны стать высокая экономическая эффективность предлагаемых проектов и обеспечение занятости населения данных регионов.

В свою очередь Россия заинтересована в участии наших организаций в реализации программы ускоренного развития западных районов Китая, в первую очередь в области энергетики, поставок строительного оборудования и техники.

Думаю, что такое сотрудничество будет способствовать углублению двусторонних экономических связей и создаст базу для новых форм взаимодействия, в том числе на межрегиональной основе.

Что касается перспектив сотрудничества на рынке трудовой силы, то соответствующие опасения могут быть сняты за счет обеспечения строгого соблюдения российского иммиграционного законодательства. Мы рассчитываем на эффективное взаимодействие по этому направлению с соответствующими китайскими структурами.

По Вашей оценке, какую роль играют мелкие коммерческие фирмы в торговле между нашими странами? Какие недостатки, на Ваш взгляд, присутствуют в деятельности этих фирм? Какие меры будет предпринимать российское правительство для того, чтобы перевести бизнес этих фирм в русло, соответствующее международным нормам?

- Значительная часть товаров, ввозимых в Россию, поступает по каналам так называемой "неорганизованной" торговли. Эти товары, как правило, ввозятся мелкими китайскими и российскими фирмами с нарушением таможенных правил, не соответствуют техническим и санитарным нормам. К сожалению, все это подрывает репутацию качественных и недорогих китайских товаров у российских потребителей.

Мы согласны с нашими китайскими коллегами, что в этой сфере настало время навести порядок. В настоящее время в России готовится проект нового Таможенного Кодекса. В Правительстве Российской Федерации рассматривается вопрос об упорядочении порядка ввоза товаров физическими лицами. Будут приняты и другие меры, которые позволят перевести этот вид торговли в цивилизованное русло. Хочу подчеркнуть, что мы не намерены запрещать этот вид торговли. Этот вопрос имеет не только экономическое, но и социальное измерение и затрагивает интересы большого числа как российских, так и китайских граждан, занимающихся этим бизнесом. И этот факт надо принимать во внимание.

Господин премьер, познакомьте, пожалуйста, китайских читателей с современной российской экономикой. Какие в общих чертах планы Вашего правительства? Обеспокоенность экономическим развитием государства и обеспечения текущих нужд граждан - Ваши главные приоритеты?

- Конституцией Российской Федерации экономика России определена как социально ориентированная. Такое определение обусловливает особое внимание государства к социальной сфере, где поставлены задачи создания условий, позволяющих обеспечить всеобщую доступность и общественно приемлемое качество базовых, социальных услуг в области образования, здравоохранения и культуры, повышения защиты социально уязвимых слоев населения за счет усиления адресности государственной поддержки, формирования правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы. Отдельной важной задачей можно назвать повышение качества пенсионного обеспечения граждан.

Возможность выполнения правительством социальных обязательств напрямую зависит от состояния экономики страны. Экономика России с начала 1990-х годов проходит через трудную трансформационную стадию. Наследство советской экономики - высокомонополизированной, экстенсивно развивавшейся, с низкой производительностью труда и значительными структурными диспропорциями - обусловило тяжесть переходных процессов в экономике и высокую социальную "стоимость" реформ. Период трансформационного спада и реформируемой экономике закончился кризисом августа 1998 года.

С 1999 года экономика России демонстрирует неплохие темпы экономического роста, достигшие 9% в 2000 году. В 2001 году прирост ВВП составил 5%, инвестиции в основной капитал увеличились на 8,7%. Происходит опережающий рост реальных денежных доходов населения (в целом за 2001 год на 5,8%) и потребления населением товаров (оборот розничной торговли увеличился на 10,8%).

Тем не менее, сейчас ситуация в экономике является достаточно сложной как в силу сохраняющихся структурных диспропорций в экономике, так и из-за недостаточной развитости ряда рыночных институтов (в первую очередь фондового рынка и банковской системы). Такая ситуация обусловливает необходимость активного проведения реформ практически во всех областях экономики и социальной сферы.

В целях обеспечения целенаправленности и системности реформ правительством разработана и одобрена среднесрочная программа социально-экономического развития (на 2002-2004 годы), на основе которой ежегодно составляются детализированные планы действий.

Среди вопросов, решению которых Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание, можно выделить следующие:

- повышение благосостояния и социальной защиты российских граждан;

- проведение комплексной судебно-правовой реформы;

- совершенствование налоговой политики;

- снижение административных барьеров в предпринимательской деятельности;

- реформы естественных монополий;

- повышение инвестиционной привлекательности российских компаний на международном рынке, повышение уровня корпоративного управления;

- увеличение государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;

- реформы местного самоуправления.

Конечно, финансовые олигархи существуют не только в России. Но в последние годы международная пресса уделяет большое внимание российским олигархам. Какое влияние они оказывают на экономику и процесс принятия решений правительством РФ? Какова судьба олигархов и их влияния на экономику по мере дальнейшего усиления рыночного характера российской экономики?

- В любых странах, в том числе и в самых развитых, представители крупного бизнеса оказывают значительное влияние на принимаемые политические и экономические решения. До недавнего времени в России действительно существовала проблема большей "приближенности" некоторых представителей крупного бизнеса к представителям власти.

В настоящее время взаимодействие крупного бизнеса и власти было выведено из полутеневого положения на "свет". Бизнес получил легальные, прозрачные, подконтрольные обществу способы влияния на власть посредством объединений предпринимателей (Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата), а также через совет по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

Такая ситуация позволяет учитывать интересы бизнеса в целом при формулировании экономической политики и, безусловно, является положительным фактором экономического развития.

Известно, что Россия намерена вступить во Всемирную торговую организацию? Как Вы оцениваете процесс нынешних переговоров между Россией и членами ВТО?

- Присоединение к ВТО является одним из приоритетов Правительства Российской Федерации.

Россия стремится интенсифицировать процесс присоединения. Основным критерием, определяющим возможные сроки присоединения, является выработка приемлемых условий членства нашей страны в ВТО. Исходим из того, что в итоге должен быть достигнут разумный баланс прав и обязательств нашей страны в этой международной организации.

В настоящее время Российская Сторона выходит на завершающую стадию процесса присоединения. Необходимо подчеркнуть, что на данном этапе переговоров остаются наиболее сложные и проблемные вопросы, которые могут быть решены, если не только Россия, но и все другие заинтересованные стороны проявят достаточно взвешенный и прагматичный подход.

Говоря о переговорном процессе, нельзя не отметить конструктивную позицию, которую занимает Китай на двусторонних переговорах по присоединению России к ВТО. Хотя наши делегации начали переговоры всего несколько месяцев назад, мы полагаем, что имеются все предпосылки к тому, чтобы уже в ближайшем будущем успешно завершить эти переговоры.

После событий 11 сентября роль России как энергетической державы возросла. Как Вы оцениваете процесс развития энергетических отраслей в России с точки зрения общего экономического развития страны и процесс интеграции энергетических отраслей РФ в общемировой энергетический рынок?

- После событий 11 сентября мировые потребители стали активно искать пути диверсификации импорта энергоресурсов в целях увеличения надежности поставок и стабилизации мирового рынка.

Россия с огромными запасами углеводородного сырья и мощным топливно-энергетическим комплексом является сегодня одним из основных факторов стабильности энергетического рынка Европы. В настоящее время Россия является первым в мире производителем природного газа и вторым - сырой нефти.

Россия также заинтересована в диверсификации энергетического экспорта. В целях выработки согласованных позиций по мерам взаимодействия в энергетической сфере российская сторона проводит консультации в рамках энергодиалога Россия - Европейский Союз. В октябре 2002 года должен состояться энергетический саммит Россия - США, посвященный сотрудничеству в нефтяной и газовой отраслях двух стран, Россия также постоянно контактирует с ОПЕК и независимыми производителями нефти в целях поддержания стабильности на мировых энергетических рынках.

Одним из перспективных путей экспорта российских энергоресурсов является динамично развивающийся рынок КНР. Россия давно и успешно сотрудничает с Китаем в различных отраслях ТЭК и намерена всесторонне развивать такое сотрудничество.

Топливно-энергетический комплекс играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии России, формируя значительную долю налоговых и валютных поступлений страны. Такое же значение ТЭК сохранится и на перспективу. В настоящее время завершается разработка Энергетической Стратегии России на период до 2020 года, которая должна определить основные направления развития отраслей ТЭК, а также роль и место России на мировых энергетических рынках.

В рамках этой работы будут разработаны предложения по совершенствованию законодательства в сфере налогов, природопользования и СРП (соглашений о разделе продукции), которые должны обеспечить равные условия для всех участников рынка, создать благоприятный инвестиционный климат, способствовать развитию предпринимательской активности, а в целом обеспечить укрепление энергетической безопасности страны и повысить темпы экономического роста в России.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала