"Ножик Чупс", известная на постсоветском и европейском пространстве как проект основателя группы "Нож для фрау Мюллер" Олега Гитаркина, приезжает в США в третий раз, но станет лишь второй российской группой, когда-либо выступившей в Центральном парке. До нее здесь пели 11 лет назад, когда подогретая перестройкой мода на интерес к Советскому Союзу еще не успела угаснуть вместе с самим государством, ее породившим, Гарик Сукачев и "Бригада-С".
Нынешний приезд музыкантов нового поколения из России знаменателен еще и тем, что они выступают в рамках ежегодного летнего нью-йоркского фестиваля искусств "Саммерстейдж" - одного из самых представительных. В свое время в нем принимали участие Трики, Бьорк и Ману Чао. Нынешним же летом воздвигнутая в Центральном парке сцена, отдаленно напоминающая отечественную парковую эстраду, только увеличенную, успела принять такие разноплановые музыкальные события, как выступления группы "Би-52", "пионера" кислотного джаза Карла Денсона, фестиваль греческого танца, оперу "Тоска" в исполнении "Нью-Йорк гранд опера" и Дэйва Брубека.
Как рассказали корреспонденту РИА "Новости" участники проекта - клавишник Олег Гитаркин и гитарист, бывший вокалист группы "Ленинград", Игорь Вдовин, помимо выступления в Центральном парке, они дадут концерт в нью-йоркском "Джоуиз паб", а также в Чикаго и Балтиморе. "Покажем нашу новую концертную программу - попурри из всех альбомов, где будет преобладать последний, и несколько совершенно новых треков, то есть своего рода сборник лучших композиций "Мессер Чупс", - отметил Игорь Вдовин. По его словам, нынешние 4 концерта в США станут подготовкой к полноценному туру группы по США, включая Калифорнию, где творчеством "Мессер Чупс" заинтересовались несколько независимых "лейблов". На одном из них в конце августа выйдет в альбоме-компиляции песен группы "Тикси" композиция российских исполнителей-"электронщиков".
Музыка "Мессер Чупс", являющаяся комбинацией талантливо, со вкусом и иронией подобранной и аранжированной мозаикой "сэмплов" из старых американских и российских кинофильмов и "живого" исполнения, по оценке создателя проекта Гитаркина, относится к стилю "мондо" и "серф" с четким "трэшевым" оттенком. На вопрос корреспондента РИА "Новости" о готовности американской аудитории воспринять музыкальный эксперимент российских музыкантов с его кичевой эстетикой, голосом терменвокса и при отсутствии сопровождающего узнаваемого видеоряда, организатор гастролей, президент продюсерской компании "Блисс рекордз" Дэвид Гросс заметил, что "то, что делает "Мессер Чупс" вызывает больше интереса у американцев, чем среди русскоязычной аудитории". Сам же Гитаркин подчеркнул, что музыканты "не стремятся делить людей на американцев и неамекриканцев, препочитая деление их по такому понятию как "уши" - маленькие, немытые, желтые, черные, какие угодно, и считают, сколько ушей их прослушало". "Вообще же мы не стремимся позиционировать себя как чисто российскую, мы интернациональная группа, а наша музыка не обладает исключительно русским звучанием, поскольку мы используем довольно много и англоязычных сэмплов - сказал Гитаркин. - Многие наши, после того как куда-нибудь съездят, говорят, что вот, мол, Россия "прорвалась", "ударила" по Америке или Европе, "пробилась", но, естественно, это все большая глупость и вранье".
Интересно, что в этом смысле "Мессер Чупс" действительно является приятным исключением. Помимо стран ближнего зарубежья группа имеет устойчивую популярность в дальнем и выпустила уже три альбома в Японии, а предстоящей осенью ее ждет напряженный гастрольный график и туры в Чехию, Швейцарию, Германию и Австралию.