Рейтинг@Mail.ru
Корея как угроза для американского зонтика над Азией - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Корея как угроза для американского зонтика над Азией

Читать ria.ru в
МОСКВА, 13 августа. /Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев/. 15 августа - День освобождения Кореи от японской оккупации - это чуть ли не единственный общий праздник для Севера и Юга полуострова. В этот день Пхеньян прибывает делегация южнокорейских религиозных и неправительственных деятелей. Но это лишь один из эпизодов нынешнего оживления международного диалога между двумя странами, результаты которого напрямую связаны с проблемой американского присутствия в Азии.

12 августа были начаты межправительственные переговоры Севера и Юга по вопросам разделенных семей, созданию транскорейской железной дороги и совместным предприятиям на Севере. Оживились также контакты с Японией - пока на уровне представителей Красного Креста. Но наиболее яркое событие из этой серии - это закладка на прошлой неделе на севере Кореи первого камня в строительстве атомной электростанции с американским участием.

Соглашение о строительстве АЭС было подписано в 1994 году, для чего в КНДР был закрыт российский атомный проект. Выполнение же затягивалось всеми возможными способами как при прежней американской администрации, так тем более и при нынешней. Кабинет Буша - по крайней мере "ястребиная" его часть - постоянно критиковал администрацию Клинтона за это соглашение, утверждая, что Пхеньян не выполняет свою часть договоренностей. А именно, о допуске международных инспекций в КНДР, которые должны определить, есть ли у страны плутоний для изготовления атомной бомбы.

Без станции бесполезны все планы развития экономики Севера, ныне страдающего от энергетического голода. Но американская сторона тянула с началом работ целых пять лет, и могла бы делать это и дальше. "Неохотно" - это слово было вынесено в заголовок сообщения "Вашингтон пост", рассказывавшего о том, что сейчас, на фоне оживившейся международной корейской дипломатии, администрации Буша сложно было бы не дать согласие на церемонию. Партнеры США в этом проекте ценой в 4,6 миллиарда долларов - а это Япония, Южная Корея и ЕС - буквально заставили Вашингтон сдвинуть дело с мертвой точки после практически пятилетней задержки. Партнеры долго убеждали американцев в том, что в 2008 году, когда электростанцию можно будет ввести в строй, Корейский полуостров, видимо, будет уже иным. Ведь этим летом на Севере начались экономические реформы...

Но "иной полуостров" будет означать, что придется менять как минимум фразеологию американской внешней политики в Азии, а как максимум - саму политику. КНДР - любимое пугало всех вашингтонских администраций, без такового будет очень сложно объяснить, зачем надо держать в Азии /прежде всего в Японии и Южной Корее/ более 100 тысяч американских солдат, не говоря об авианосных группах и, очевидно, ядерном оружии. Единственным противником в Азии, которого США называли по имени в период после распада СССР, остается КНДР как "часть оси зла, стремящаяся к обладанию оружием массового поражения". Но реформы, диалог и интеграция в Корее означают, что Вашингтону рано или поздно придется официально признать: на самом деле потенциальным противником уже многие годы остается Китай, а КНДР тут ни при чем.

Администрация Буша не хочет провоцировать КНР, но не имеет никакого желания делить с ней влияние в Азии или где угодно. И все же в открытую это не провозглашается. Хотя нечто, способное сойти за "тихоокеанскую доктрину" республиканцев, существует. Это "нечто" было изложено весной госсекретарем Колином Пауэллом в речи перед Азиатским обществом в США, а также в начале года тогдашним командующим тихоокеанскими силами в США адмиралом Деннисом Блэром, и получило прозвище "доктрины зонтика". Американское военное и политическое присутствие в Азии, согласно этой доктрине, похоже на рукоятку и ствол зонтика, двусторонние отношения с союзными странами региона - это спицы, а ткань между последними должна создаваться самими азиатскими правительствами.

Это даже более жесткая американоцентричная конструкция, чем НАТО. Но в нее не вписывается Китай, вторая после США тихоокеанская /да и мировая/ держава. Получается, что Китаю здесь очевидно отводится роль либо одной из многих спиц /что просто смешно для любого, знакомого с мышлением китайской политической элиты и общества в целом/, либо же - очевидно - роль внешней силы, против которой и существует зонтик.

На завершившемся в Брунее в начале августа Форуме АСЕАН по безопасности министры иностранных дел 23 стран региона с интересом ждали, что же нового будет сказано по всем этим вопросам - в особенности Пауэллом. Ведь именно на этих ежегодно проходящих в конце июля - начале августа конференциях проясняются и уточняются позиции больших и малых держав по всем проблемам тихоокеанского региона.

Пауэлл, однако, старательно избегал провозглашения каких-либо новых региональных доктрин. Он, скорее, удивил их очень мягким и неагрессивным стилем поведения /особенно контрастировавшим с вызывавшими в АТР громадное раздражение манерами его предшественницы Мадлен Олбрайт/. Собственно, Пауэлл показал себя настолько хорошим дипломатом именно по азиатской проблематике, что региональная пресса и сейчас размышляет, а действительно ли он говорит от имени администрации Буша, или его скоро "поправят" коллеги из стана "ястребов".

И Китай в Брунее не провозгласил ничего принципиально нового, ответив Пауэллу столь же мягкой дипломатией. Теоретически таковая позиция подкрепляется, видимо, распространявшимся на форуме пекинским пресс-релизом о "новой концепции безопасности". На зонтик китайская конструкция совершенно не похожа. Этот документ, где не называется по имени ни одна страна, предлагает "подняться над" идеей односторонней безопасности и вести поиск общей безопасности путем диалога. Китай считает, что в мире - и особенно в тихоокеанском регионе - сотрудничество в этой сфере должно вестись не только между единомышленниками, но и теми, чьи взгляды и модели развития не совпадают.

Это, повторим, очень разные подходы к региональной политике - но вместо того, чтобы открыто спорить, два тихоокеанских гиганта присматриваются к поведению друг друга. По поводу Китая Пауэлл в течение последних недель высказался дважды, и не на самом форуме, а в ходе одного из интервью в Таиланде накануне. Мы надеемся, сказал госсекретарь, что когда Китай будет модернизировать свои вооруженные силы, это ни в коей мере не приведет к созданию наступательного потенциала, способного угрожать региону, и поэтому-то для США очень важно иметь хорошие отношения с Китаем. "Надо посмотреть, - заявил в том же интервью Пауэлл, - вырастет ли экономика Китая до такой степени, что затмит все остальные экономики Азии... Это будет потрясающе - наблюдать." И вся эта наблюдательная политика действительно потрясающе хороша, пока в регионе остается пугало - Северная Корея, и минимум две действительно боящиеся ее страны: Япония и Южная Корея. /Хотя и японские политологи признают, что Китая в Токио опасаются куда больше./ Но если КНДР из "дальневосточного Ирака" окончательно превратится во всеобщего любимца и подопечного, американским дипломатам придется объяснять, что стотысячный военный контингент с ядерным оружием требуется все-таки для сдерживания Китая - или, в крайнем случае, для отлова местных друзей бен Ладена.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала