Экспедиция накануне вернулась с места работ у банки Пааслуота в Выборгском заливе. В этом районе 22 июня 1790 года состоялось Выборгское сражение, вошедшее в историю как одно из наиболее значительных морских сражений не только в российско-шведской войне 1788-1790 годов, но и в истории всех морских войн на Балтике. Согласно планам, обнаруженным в Российском государственном архиве ВМФ, и исследованиям, сделанным археологами ранее, во время сражения в районе банки Пааслуота затонули семь шведских кораблей: 74-пушечный линкор "Ловиса-Ульрика", фрегат "Уппланд", боевая галера, два бриг-коттера и два транспортных судна. Точных данных об их местонахождении, за исключением обнаруженной в 1996 году "Ловисы-Ульрики", не было.
Во время полевого сезона 2002 года в районе гибели "Ловисы-Ульрики" экспедиция обнаружила останки еще одного корабля, предположительно - шведского 22-пушечного бриг-коттера.
Одной из первых находок стал становой якорь, прочно засевший между камнями. Один рог якоря ушел в грунт почти на метр, второй, насквозь проржавевший, был обломан. Освобождали якорь в течение пяти суток. В конце концов, засевший в грунте якорь удалось освободить и поднять на поверхность. По словам Константина Шопотова, идентифицировать находку - то есть точно установить, кораблю какого класса принадлежал якорь - вполне возможно.
В этом же районе были обнаружены несколько шпангоутов, в том числе так называемый "кокор" - двойной цельный шпангоут из ствола и корня дерева. Найденные шпангоуты по своей величине резко отличались от шпангоутов линкора. Кроме того, обнаружение двойного шпангоута, в силу своего небольшого размера ставившегося, как правило, в носовую и кормовую части малых судов, свидетельствует о малом классе корабля. Небольшой размер корабля подтверждают и юферсы /такелажное приспособление/, размер которых также меньше, чем у линкоров.
О том, что найден именно военный корабль, археологам рассказали обнаруженные в этом же районе фрагмент верхней палубы, сделанный так называемым "двойным зашивом" /доски палубы настелены в два слоя/, фрагмент мушкета и медная обшивка подводной части корабля. Усиленный палубный настил позволяет предположить, что найденный фрагмент - та часть палубы, на которой размещалась пушечная батарея. Кроме того, подводные части торговых судов того периода не обшивались медью - это было слишком дорого.
Кроме того, археологи нашли мачту, а также фрагменты киля и форштевня затонувшего корабля.
В ходе подводно-археологических изысканий участники "Памяти Балтики" провели также научные исследования линкора "Ловиса-Ульрика": провели замеры корабля и осуществили видеосъемку.
По словам Константина Шопотова, в последний день работы в Выборгском заливе археологи решили выставить три буя в месте, никак не связанном с местом гибели "Ловисы-Ульрики" и бриг-коттера. При первом же погружении в районе буев - и последнем в этом сезоне у банки Пааслуота - водолаз Владимир Русанов обнаружил и поднял огромный трехшкивный блок. Археологи предполагают, что этот блок, судя по его размерам, мог принадлежать фрегату "Уппланд", также затонувшему в этом районе. Таким образом, последнее погружение водолазов "Памяти Балтики" в Выборгском заливе определило перспективу изысканий на следующие полевые сезоны, заметил Шопотов.
Все находки этого сезона "Память Балтики" доставит в единственный в мире музей подводной археологии, расположенный в Комендантском доме Выборгского замка.