Рейтинг@Mail.ru
В канун 10-летия грузино-абхазского конфликта спецпредставитель МИД по грузино-абхазскому урегулированию Василий Колотуша ответил на вопросы обозревателя РИА "Новости" Марианны Беленькой - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В канун 10-летия грузино-абхазского конфликта спецпредставитель МИД по грузино-абхазскому урегулированию Василий Колотуша ответил на вопросы обозревателя РИА "Новости" Марианны Беленькой

Читать ria.ru в
Дзен
Как в России оценивают причины грузино-абхазского конфликта спустя 10 лет после его начала? - Сейчас для всех совершенно очевидно, что одной из причин распада Советского Союза была недооценка межнациональных отношений, как на союзном уровне, так и на уровне многоэтнических по своему составу республик. К числу таких республик относится и Грузия. В отношении Грузии эти конфликты приобрели еще дополнительную остроту, поскольку в начале 1990-х гг к руководству в стране пришли откровенно шовинистические круги во главе с президентом Звиадом Гамсахурдия, которые поставили своей целью построить унитарное государство. В Тбилиси раздавались лозунги: Грузия - для Грузин. Это вызвало, естественно резкую реакцию в автономиях Грузии: Южной Осетии, Абхазии и привело к вооруженному конфликту. Можно ли было избежать его? Здесь могут быть разные мнения. Однако в рамках того опыта, который накопился у меня после 2,5 лет работы на этом направлении, сложилось впечатление, что этот конфликт не был...

Как в России оценивают причины грузино-абхазского конфликта спустя 10 лет после его начала?

- Сейчас для всех совершенно очевидно, что одной из причин распада Советского Союза была недооценка межнациональных отношений, как на союзном уровне, так и на уровне многоэтнических по своему составу республик. К числу таких республик относится и Грузия.

В отношении Грузии эти конфликты приобрели еще дополнительную остроту, поскольку в начале 1990-х гг к руководству в стране пришли откровенно шовинистические круги во главе с президентом Звиадом Гамсахурдия, которые поставили своей целью построить унитарное государство. В Тбилиси раздавались лозунги: Грузия - для Грузин. Это вызвало, естественно резкую реакцию в автономиях Грузии: Южной Осетии, Абхазии и привело к вооруженному конфликту.

Можно ли было избежать его? Здесь могут быть разные мнения. Однако в рамках того опыта, который накопился у меня после 2,5 лет работы на этом направлении, сложилось впечатление, что этот конфликт не был неизбежным. Да, конечно, в Абхазии была принята новая конституция, но вместе с тем со стороны абхазского парламента был послан ясный сигнал о готовности договориться с Тбилиси о форме совместного проживания. Речь шла об отказе о прежней вертикали власти, выстраивании новых отношений, может быть, на основе федеративно-конфедеративных отношений, но, во всяком случае, дверь была открыта для переговоров. Ошибка была в том, что Тбилиси сделало ставку на военное решение этого вопроса.

Какова роль России в урегулировании конфликта?

- На ранних стадиях урегулирования конфликта, в 1992-94 годах, для России на первом месте стояли внутренние проблемы. Сейчас внимание к этому конфликту достаточно высокое, так как здесь переплетаются одновременно несколько факторов. Абхазские проблемы -это элемент наших межгосударственных отношений с Грузией, это - принципиальный вопрос сохранения территориальной целостности государств, которые возникли на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации. Абхазская проблема имеет и гуманитарный аспект, затрагивая судьбы наших соотечественников.

> Если говорить о наших гражданах в Абхазии, то Грузия считает все возрастающее их число посягательством на свой суверенитет.

Абхазская проблема имеет несколько граней. Грузинская сторона возводит в абсолют только один аспект - суверенитет, территориальную целостность Грузии. Но есть и другие аспекты, в том числе и гуманитарная ситуация в Абхазии. В данном вопросе у нас с грузинской стороной постоянно наблюдаются определенные трения и шероховатости.

В январе 1996 года в рамках СНГ было принято решение, согласно которому государства - участники СНГ без согласия правительства Грузии не должны осуществлять торгово-экономические, финансовые, транспортные и иные операции с абхазскими властями. Грузинская сторона толкует это решение расширительно, т.е. распространяя его на все формы контактов с Абхазией. Мы же считаем, что это касается межгосударственных отношений по линии государственных структур и не может применяться по отношению к контактам по линии частных, производственных, коммерческих структур государств-участников СНГ с их партнерами в Абхазии. В том числе это касается и передвижения через границу.

В принципе, визовый режим с Грузией должен распространяться на весь периметр российско-грузинской границы, но во всем должен присутствовать еще и здравый смысл, и соображения гуманитарного характера. После конфликта абхазской экономики как таковой не существует. У людей нет работы, нет средств к существованию, единственный источник дохода - мелкооптовая торговля через реку Псоу на российскую территорию фруктами, овощами, цветами. Введение визового режима на абхазском участке российско-грузинской границы создает неразрешимые проблемы для многих абхазских семей. В Сухуми у нас нет консульского учреждения. Значит, эти люди должны будут ехать за визами в Тбилиси. Первый вопрос: могут ли они поехать в условиях конфликта, во-вторых, доедут ли они физически до Тбилиси с учетом того, что многие из них - люди пожилые. И третий вопрос - во сколько это поездка им обойдется. Распространение визового режима на абхазский участок границы будет означать, что мы оставляем без средств к существованию людей, у которых нет иного заработка кроме мелкооптовой торговли.

Кроме прочего с Грузией возникла коллизия по поводу приема заявлений от жителей Абхазии о приобретении ими российского гражданства. По старому закону о гражданстве к началу этого года гражданство Российской Федерации приобрело около 50 тысяч жителей Абхазии. Это этнические русские, армяне, абхазы. Накануне вступления нового закона в силу встал вопрос, что делать с обращениями, которые не успели рассмотреть. Было решено, что есть необходимость пойти этим людям навстречу, принять эти заявления на рассмотрение. Строго выдерживалось одно правило - заявители должны были ясно доказать, что не имеют другого гражданства. Т.е. в юридическом отношении они являются лицами без гражданства. Мы абхазское гражданство признавать, естественно, не можем. В тоже время среди значительной, если не большей части населения Абхазии нет желания считать себя гражданами Грузии. Поэтому заявления этих людей рассматривались как обращения лиц без гражданства.

Получается, что Абхазия - часть Грузии, и Москва это не отрицает, но на ее территории большинство населения - граждане России. В связи с этим возникает множество проблем.

Политический статус Абхазии и характер связей между Тбилиси и Сухуми предстоит определить. Предстоит урегулировать и эти проблемы.

Как продвигается грузино-абхазское урегулирование, особенно в свете последнего обострения в отношениях между Москвой и Тбилиси?

- Урегулирование находится на стадии колебания взад-вперед. В марте прошлого года было принято достаточно важное и обещающее заявление грузинской и абхазской сторон по мерам доверия. Оно было подписано в Ялте и получило название Ялтинское заявление грузинской и абхазской сторон от 16 марта. Там был зафиксирован компромисс, и в принципе, при наличии доброй воли с той и с другой стороны, можно было бы рассчитывать на существенный прогресс. Грузинская сторона зафиксировала свои обязательства отказаться от силового решения абхазской проблемы и решать любые спорные вопросы исключительно политическими методами. А абхазская сторона зафиксировала обязательства активизировать меры для безопасного и достойного возвращения беженцев на первом этапе в Гальский район. Соглашение было подписано 16 марта, а 7 апреля началась серия диверсионно-террористических актов со стороны групп, приходивших с территории Грузии. Эта серия закончилась октябрьским рейдом Гелаева. Это не только перечеркнуло позитив, достигнутый в Ялте, но и вызвало острейший кризис доверия в отношениях между сторонами, кризис, который не преодолен до сих пор.

В рамках ООН был подготовлен документ по разграничению конституционных полномочий между Тбилиси и Сухуми, получивший уловное название "проект Д.Бодена" по имени уже бывшего представителя генсека ООН в Грузии. Цель документа - положить на бумагу идеи о том, как могли бы строиться отношения между Тбилиси и Сухуми в рамках одного государства и затем предложить их сторонам в качестве основы для переговоров. Ключевой элемент документа - что Абхазия входит в состав Грузии - вызывает аллергию Сухуми, и соответственно возникли проблемы в плане его продвижения.

С другой стороны, в тот момент, когда ООН и РФ убеждают Абхазию принять "документ Бодена" в качестве возможной основы для переговоров, очень некорректно ведет себя грузинская сторона. Речь идет о Кодорском ущелье, где не выполняются базовые соглашения о прекращении огня 1994 года. Как можно ставить вопросы о каких-то новых договоренностях, если не соблюдаются предыдущие.

В конце июля состоялось заседание СБ ООН, где обсуждался грузино-абхазский конфликт. И со стороны западных членов Совета высказывалась достаточно острая критика в адрес Сухуми за его отношение к "документу Бодена". Были даже призывы к Российской Федерации использовать методы экономического нажима на абхазские власти. На это с нашей стороны было сказано, что РФ остается на позициях поддержки "документа Бодена", но ни о каких мерах нажима на абхазскую сторону речи быть не может. Это связано с тем, что, во-первых, и грузинская сторона ведет себя не безупречно, а во-вторых, в нынешнем контексте российско-грузинских отношений такие действия будут не поняты и не приняты нашим общественным мнением.

На наш взгляд для разрешения конфликта необходимы усилия долгосрочного характера, которые должны фокусироваться на мерах по восстановлению доверия, на сближение политических позиций, в том числе и через реализацию экономических проектов, в которых заинтересованы обе стороны. И эти проекты уже есть: возобновление движения по железной дороге, которая соединяет Сухуми и Тбилиси, модернизация Ингури-ГЭС и ряд других прикладных проектов. И, конечно, должны соблюдаться все предыдущие соглашения и договоренности. Если будет нагнетаться атмосфера конфронтации со стороны Тбилиси, то совершенно ясно, что таким методом Абхазию Грузии не вернуть.

Отражается ли активность США в регионе на грузино-абхазское урегулирование?

- В вопросах грузино-абхазского урегулирования у нас с американцами есть большая зона совпадения подходов, мы сотрудничаем с ними и в рамках СБ ООН, и в рамках других структур. Но для себя мы отметили, что объявление о начале реализации программы "Оснасти и обучи" заметно прибавило апломба Тбилиси в том, что касается абхазских дел. Есть основания опасаться, как бы это не вылилось в какие-то завышенные ожидания грузинской стороны относительно втягивания американцев в грузино-абхазское противостояние.

Потерпев неудачу в решении абхазской проблемы собственными силами в 1992-1993 году, Грузия полагала, что это в какой-то степени будет сделано руками РФ. Сейчас с учетом состояния грузино-абхазского урегулирования и российско-грузинских отношений, Грузия определенно хочет сузить роль России и ищет какую-то альтернативу российским миротворцам либо в рамках СНГ, либо в рамках других международных организаций. Но ничего не выходит, потому что желающих взять на себя ту роль, которую ждут в Грузии не так много. Если вообще такие желающие есть.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала