Информация об аварии атомной подводной лодки "Курск" впервые поступила 12 августа ближе к полуночи. Лодку обнаружили около пяти часов утра 13 августа. В семь часов министр обороны Игорь Сергеев доложил Президенту России Владимиру Путину, что лодка найдена, и будет предпринята попытка спасти экипаж. С утра 13 августа спасательные корабли были уже на месте аварии, дважды были предприняты попытки при помощи спасательных аппаратов проникнуть вглубь АПЛ.
Признаки жизни экипаж "Курска" подавал до 14 августа. Это был сигнал "SOS - вода". По оценке военных специалистов, основная часть экипажа погибла сразу при мощном взрыве и последовавшем затоплении лодки.
14 августа была создана правительственная комиссия по расследованию причин аварии АПЛ "Курск", которую возглавил вице-премьер Илья Клебанов.
15 августа Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов сообщил, что идет обследование корпуса подлодки, с подводниками поддерживается акустический контакт, ядерная установка АПЛ заглушена и радиационная обстановка внутри лодки и на поверхности моря нормальная. Был спущен управляемый глубоководный аппарат "Приз", которому предстояло установить на корпусе подлодки специальный спасательный снаряд. Осмотр корпуса подлодки показал, что в носовой части наблюдаются сильнейшие повреждения, лодка лежит на дне с поднятым перископом.
В работах участвовали 15 боевых кораблей и судов Северного флота. На атомном крейсере "Петр Великий" расположился штаб спасательной операции, которой руководил командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Погодные условия в районе аварии были сложными - шторм 4-5 баллов.
16 августа к операции по спасению подводной лодки "Курск" приступили новейшие спасательные аппараты "Бестер", способные взять на борт до 20 человек. Несколько раз они пытались пришвартоваться к субмарине, но из-за сильного подводного течения сделать это так и не удалось.
Президент РФ Владимир Путин оценил ситуацию с подводной лодкой как тяжелую и критическую. Министры обороны США и Великобритании предложили любое возможное содействие для спасения экипажа. В этот же день российское руководство через МИД России официально обратилось с просьбой к Великобритании и Норвегии об оказании помощи в спасении экипажа лодки.
17 августа спасательные работы продолжались силами Северного морского флота. В результате обследования корпуса АПЛ "Курск" установлено повреждение люка всплывающей камеры - основного спасательного средства на подводном судне. В операции были задействованы все три спускаемых аппарата, однако ни один из них не мог пристыковаться к субмарине.
18 августа попытки спасательных аппаратов пристыковаться к лодке оказались вновь безрезультатными.
19 августа спасательная операция по спасению экипажа подлодки "Курск" становится международной. Судно "Норман пионер" с британскими спасателями и мини-подлодкой на борту прибыло в район катастрофы.
20 августа норвежское судно "Сиуэй игл" с водолазами вошло в зону аварии подлодки. С судна был спущен глубоководный робот-манипулятор, который провел обследование корпуса и люков подлодки, сделал снимки, характеризующие ситуацию на дне и степень безопасности предстоящих работ.
Результаты обследования показали, что фактически вся подлодка затоплена, спасательный люк сильно поврежден и работы придется вести водолазам вручную.
21 августа норвежским водолазам удалось открыть внешний люк подводной лодки, людей внутри затопленного люка не было. После перехода во внутренний люк шлюзовой камеры водолазы обнаружили, что девятый отсек затоплен.
Командующий вооруженными силами Северной Норвегии вице-адмирал Эйнар Скорген и командующий Северным флотом России Вячеслав Попов обсудили сообщение норвежских водолазов о том, что подлодка затоплена водой. Они пришли к выводу о целесообразности прекращения спасательных работ в связи с гибелью экипажа.
21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 "Курск".
22 августа Президент России своим Указом объявил 23 августа днем траура и во второй половине дня вылетел в Североморск.
19 сентября Президент РФ Владимир Путин принял решение приступить к операции по подъему останков экипажа АПЛ и самой субмарины.
Операция по подъему тел погибших моряков-подводников началась 25 октября, была закончена 7 ноября 2000 года. Решение о прекращении работ было принято в ходе состоявшегося в тот день совещания с участием представителей ЦКБ "Рубин" и руководства операцией: продолжение работ невозможно из-за сильных завалов и разрушений внутри большинства отсеков лодки. Водолазы законсервировали все люки "Курска", и 7 ноября судно-платформа "Регалия" покинуло район проведения работ.
Всего за время операции по подъему тел погибших подводников подняты тела двенадцати моряков, все они опознаны.
18 мая 2001 года российская сторона подписала контракт на подъем атомной подводной лодки "Курск" с голландской фирмой "Маммут транспорт БВ". Свои подписи под документом с российской стороны поставили заместитель главкома ВМФ Михаил Барсков и генеральный директор центрального конструкторского бюро "Рубин" Игорь Спасский.
Первая фаза операции по подъему подводной лодки "Курск" началась 16 июля 2001 года: это - работы по отделению первого отсека и подготовке технологических отверстий в подлодке, вторая фаза - подъем "Курска". В операции принимало участие специальное норвежско-голландское судно "Майо", охрану района производили большой противолодочный корабль "Североморск" и малый ракетный корабль "Айсберг".
14 сентября 2001 года на борту водолазного судна "Майо" представители ЦКБ "Рубин" и фирмы "Майо" подписали протокол о выполнении работ по отделению первого отсека атомной подводной лодки "Курск".
7 октября 2001 года поздно вечером началась операция по подъему АПЛ со дна Баренцева моря. Лодка была оторвана от грунта с помощью 26 подъемных захватов, установленных на барже "Гигант-4". 10 октября успешно завершена буксировка системы "баржа-лодка" в Росляковский судоремонтный завод ВМФ, 22 октября атомоход "Курск" был отделен от баржи "Гигант-4" и установлен на киль-блоки в плавдоке.
Для работы на АПЛ "Курск" были сформированы восемь следственных групп. Группы приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки.
К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать 115 из 118 погибших подводников.
В конце мая - начале июня 2002 года прошла операция по подъему первого отсека АПЛ "Курск". В операции приняли участие спасательные суда Северного флота "Алтай" и "Михаил Рудницкий". Со дня Баренцева моря были подняты баллон воздуха высокого давления, часть торпедного аппарата, обтекатель носовой части подводной лодки и несколько других мелких фрагментов первого отсека.
Правительственная комиссия по расследованию причин гибели атомохода "Курск" оставила только одну версию трагедии - "взрыв торпеды". Об этом сообщил 19 июня 2002 года возглавляющий комиссию министр промышленности, науки и технологий РФ Илья Клебанов.
26 июля 2002 года Генеральный прокурор России Владимир Устинов на пресс-конференции сообщил, что гибель "Курска" произошла вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической /учебной, без боевого заряда/ торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ.
Владимир Устинов также сообщил, что Генеральная прокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода "Курск" за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления. Уголовное преследование этих лиц прекращено.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 12 августа/