Согласно летописям, лавра была основана в 1377 году Сергием Радонежским /до принятия монашества - Варфоломей Кириллович/ и его братом Стефаном недалеко от города Радонежа, куда семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась из Ростова Великого.
В то время монастырь окружали глухие леса; не было проезжей дороги, и только узкая тропинка вела в обитель. Оградой обители служил деревянный тын.
Еще при жизни Сергия Радонежского внешний вид обители сильно изменился благодаря поступлению в монастырь смоленского архимандрита Симона /со многим имением/. Была воздвигнута просторная церковь; по ее сторонам правильными линиями вытянулись кельи, трапезная и другие здания, необходимые для общежития.
По совету константинопольского патриарха Филофея и с благословения митрополита Алексия, св.Сергий первый ввел на севере России общежитийный устав, уничтожив существовавшее до того раздельное жительство монахов.
Первым игуменом монастыря был Митрофан: Сергий Радонежский сначала не пожелал взять на себя эту обязанность. В 1354 году игуменом монастыря стал Сергий. Благодаря личности основателя, монастырь скоро приобрел большую славу и стал играть роль в княжеских отношениях.
В виду высокого места, которое занял Троице-Сергиев монастырь среди прочих обителей русского государства, его стали выделять из числа прочих монастырей.
В 1561 году он был поставлен выше всех монастырей московской епархии; в 1702 году - вторым после Kиево-Печерской лавры; в 1744 году получил наименование лавры.
За свою долгую историю лавра неоднократно подвергалась нападениям неприятелей. В 1408 году она была сожжена ханом Эдигеем, в 1608-1610 годах обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов, но вскоре снова отстраивалась.
В 14-17 веках монастырь становится крупнейшим культурным центром: в это время здесь жили и работали писатели Епифаний Премудрый, автор Жития Сергия Радонежского, Максим Грек, Авраамий Палицын, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный, резчик Амвросий. Монастырь располагал одной из крупнейших на Руси библиотек, большой книгописной мастерской, вёл летописание. За длительную историю лавры в ее ризницу поступило в виде вкладов значительное число высокохудожественных произведений иконописи, ювелирного искусства, шитья.
Монастырь играл важную роль и в политической жизни Северо-Восточной Руси: поддерживал объединительную политику московских великих князей, участвовал в борьбе с татаро-монгольским игом, в 1608-1610 годах - с польской интервенцией, способствовал организации первого земского ополчения, а затем народного ополчения Минина и князя Пожарского.
К концу 17 века монастырь стал крупнейшим феодальным землевладельцем: ему принадлежало 16,8 тыс крестьянских дворов, в 1763 году - 214 тыс десятин пахотной земли и 106,5 тыс душ крепостных крестьян в 15 губерниях страны. Монастырь вел большую торговлю хлебом, солью, рыбой, изделиями монастырских ремесленников, огромные доходы позволяли вести строительство монументальных зданий, привлекая лучших зодчих и мастеров страны.
Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более 50 зданий и сооружений, в том числе соборы - Троицкий /1422-1423/ и Успенский /1559-1585/; церкви - Духовскую /1476/, Пятницкую и Введенскую /1547/ за южной стеной, пятиглавую надвратную Иоанна Предтечи /1699/, Михеевскую /1734/, Смоленскую /1745-1748/; больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия /1635-1638/, царские чертоги /конец 17 века/; богато декорированную белокаменной резьбой трапезную с церковью Сергия /1686-1692/ на высоком подклете и с открытой террасой; корпуса монастырских келий /17-19 вв./, митрополичьи покои /1778/. Завершает ансамбль пятиярусная колокольня /1740-1770/.
С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия - старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах /17 век/.
После Октябрьской революции 1917 года Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях был создан историко-художественный музей /1920/; с 1940 года - музей-заповедник. Часть строений заняли под жилье.
Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В 1946 году лаврские колокола возвестили о первом после закрытия монастыря богослужении в Успенском соборе.
Возобновленный монастырь занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви и является крупнейшим центром духовного просвещения и культуры.
В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 11 августа/.