Александр Владимирович, многие связывают тот факт, что Ирак согласился обсудить возможность возвращения в страну международных инспекторов по мониторингу вооружения с Вашей последней поездкой в регион. Это действительно так?
- Российская дипломатия, как известно давно ведет энергичную работу с тем, чтобы найти пути политического урегулирования иракского вопроса. По нашему мнению, международное сообщество должно иметь четкие гарантии того, что Ирак не способен восстановить потенциал оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки. Соответственно необходимо восстановление сотрудничества между Ираком и ООН в разоруженческой сфере с тем чтобы выполнить до конца соответствующие резолюции СБ ООН. Разумеется, это подразумевает возобновление инспекционной деятельности в Ираке. Без этого ООН не может быть убеждено, что арсенала запрещенного оружия в Ираке больше не существует. Разумеется, иракское урегулирования должно включать и вопрос - как продвигаться к снятию санкций с этой страны, при том понимании, что Ирак выполнил резолюции СБ и что на этот счет есть ясные доказательства.
Это основная мысль, которую мы доводили до сведения иракской стороны, это та идея, которую мы выдвигаем в СБ ООН и в диалоге со всеми нашими партнерами, включая США, ближневосточные страны, непосредственных соседей Ирака, ЕС и другие. По вопросу о возобновлении инспекционной деятельности были неоднократные отношения с иракцами, это говорилось в послании нашего министра Игоря Иванова, и в ходе контактов на рабочих уровнях. Данный подход продвигался нами и в рамках поездки, которую я недавно осуществил по поручению министра иностранных дел России. В ходе контактов в Багдаде затрагивался целый спектр вопросов, которые связаны с активизацией движения в сторону политического урегулирования. И соответственно вопросы, связанные с сотрудничеством между Ираком и ООН в разоруженческой сфере, включая проблемы восстановления инспекционной деятельности. Естественно, что российский подход разъяснялся и в ходе встреч в других странах, которые посетила наша делегация, состоящая из представителей департамента международных организаций, департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ.
Как представляется, то, что иракская сторона в последние дни сделала ряд важных заявлений, а также серьезных шагов, нацеленных на создание благоприятной атмосферы для поисков политического урегулирования, является серьезным моментом в развитии обстановки вокруг Ирака. Фактически иракская сторона выразила готовность к совместной работе с ООН по выполнению требований международного сообщества относительно иракского потенциала ОМУ.
Это действительно серьезный сигнал. Необходимо сделать все возможное, чтобы он получил адекватный отклик и привел к конкретным практическим результатам в решении иракского вопроса.
В США и Великобритании очень скептически отнеслись к иракской инициативе, заявив, что Ирак просто тянет время.
- Мы исходим из того, что коль скоро произошел определенный сдвиг - надо им полномасштабно воспользоваться. По нашему глубокому убеждению, иные сценарии кроме политического урегулирования чреваты серьезными, во многом непредсказуемыми, последствиями на всем широком пространстве Ближнего Востока, и, в первую очередь, в зоне Персидского залива. Как показала наша поездка, страны региона это очень ясно понимают. Все наши партнеры, с которыми мы беседовали, однозначно высказывали серьезную озабоченность негативным воздействием силовых акций, если бы они произошли.
Реальна ли, на Ваш взгляд, угроза войны?
- Мы, естественно, ни с кем не консультируемся по плану силового давления или даже нанесению удара по Ираку. Мы исходим из того, что важно прилагать все усилия, чтобы отвести угрозу крупных потрясений в этом районе, имеющем стратегическое значение и в международной политике и для мировой экономики. Есть у нас ясное понимание и того, что негативное развитие событий затронет интересы России. Поэтому мы настроены и дальше активно действовать, как самостоятельно, так и в координации с нашими партнерами, с тем, чтобы не допустить опасного развития событий.
Договорятся ли Ирак и ООН на этот раз, ведь раньше стороны не сходились в условиях проведения мониторинга вооружения?
- По нашей информации, предложения иракцев не обставлены какими-либо условиями, во всяком случае, такими условиями, которые были бы неприемлемы с точки зрения подлинного иракского урегулирования.
Вы надеетесь, что диалог удастся?
- Я не склонен к тому, чтобы строить прогнозы, выражать надежду.
В некоторых СМИ бытует мнение, что если все же военная операция против Ирака состоится - арабские страны "сдадут" Ирак и тоже самое сделает Россия. Кроме того, Россия в данный момент поставлена США перед выбором - либо сотрудничество с Ираном, либо - с Ираком.
- У нас существуют интересы и в Ираке, и в Иране, и в зоне палестино-израильского конфликта, и не в наших интересах устраивать торг. Разговоры о том, что Россия "сторгует" Ирак - от лукавого.
Есть вопросы принципа. Первое - должно выполняться решение СБ ООН. Второе - сами народы должны определять какие правительства их устраивают, а какие нет. Есть и другая сторона нашего подхода - это обеспечение интересов России.
Как можно оценить на данный момент российско-арабские отношения, особенно в экономической сфере?
- Уровень экономических связей не удовлетворяет ни нас, ни наших партнеров, хотя определенные сдвиги есть, есть серьезные проекты субрегионального значения по строительству трубопроводов, созданию энергетических мощностей. Активно развиваются сейчас связи с Ливаном, продвигается сотрудничество с Алжиром, крупный проект газопровода осуществляется российской кампанией в Ливии, серьезные проекты с участием России появились в Иордании. Однако нереализованные возможности остаются: инвестиции в инфраструктуру, в энергетику, транспортное строительство, использование наших высоких технологий. Все эти вопросы обсуждаются, часть из них находится на продвинутой стадии. Мы рассчитываем на то, что значительная часть того, что обсуждается, выльется в реальные контракты.